Время и Н. А. Некрасов, поэт и гражданин
ГУБИЕВА Н. А., Новопавловская средняя школа, Акбулакский район, Оренбургская область
ЦЕЛЬ: раскрыть перед учащимися особенности той эпохи, когда жил и работал Н. А. Некрасов, охарактеризовать его произведения, написанные о народе и для народа, вызвать эмоциональный отклик на его стихи.
ХОД УРОКА Слово учителя. Мы с вами закончили работу по изучению романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Заметили ли вы, что в нем упоминается имя Некрасова как автора поэмы «Коробейники», звучит «Песня Еремушке», Верочка исполняет романс «Тройка»
Сегодня мы еще раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной ненависти к угнетателям и огромной любви и сочувствия к простому народу.
Объявляю цель нашего урока. Имя Н. А. Некрасова вам, конечно же, известно. На сегодняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической поэзии.
Урок будет проведен в форме лекции — вы будете помогать мне и одновременно работать в
Оформляем страницу в рабочей тетради. Николай Алексеевич Некрасов Запишем план урока и эпиграф: 1. Эпоха, определившая характер творчества Н. А. Некрасова 2. Муза мести и печали 3. Встреча с В. Г. Белинским 4. Декабристская тема в поэзии Н. А. Некрасова 5. «Кому на Руси жить хорошо» — народная поэма Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко популярного стихотворения Н. А. Некрасова «Элегия». Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».
Чтение «Элегии» учащимися. Учитель. Записываем эпиграф: Я лиру посвятил народу своему…
Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Историческая справка. . Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план.
На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости.
Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили свое историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами.
Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.
Учитель. Такой идеал избрал себе Некрасов. Он был человеком одержимым, страстным.
Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника — и это стало его «пожизненным амплуа». Составляем хронологическую таблицу по ходу рассказа учащихся-биографов.
Год Событие 28 ноября 1821 Родился Н. А. Некрасов 1838 Отправляется в Петербург 1840 Первый сборник стихов «Мечты и звуки» 1847 В руки Некрасова переходит журнал «Современник» 1856 Выходит в свет новый сборник стихов. Вступление к нему — «Поэт и гражданин». 1859 «Песня Еремушке» 1861 «Коробейники» 1866 Поэма «Мороз, Красный нос» 1870 Некрасов начинает поэму «Кому на Руси жить хорошо» 1870 Поэма «Дедушка» 1871-1872 Поэма «Русские женщины»» 1875 Поэма «Современники» 1877 Сборник стихов «Последние песни» 27 декабря 1877 Некрасов умер в г. Петербурге
Чтение стихотворения «Родина» ученицей.
Дополнение учителя. Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны.
Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит — нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», — протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика: — Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет.
Эх, голова! Чего ты здесь? — продолжал старик. — Ничего, — отвечал Некрасов. — Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами. — Не пойду.
Оставьте меня. — Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим. Делать нечего.
Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узнаешь, все застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комнату, полную нищими, бабами и детьми.
В одном углу играли в три места. Старик подвел его к играющим.
— Вот грамотный, — сказал он, — а приютиться некуда. — Дайте ему водки, иззяб весь.
Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи.
Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.
— С ними пошел разживаться, — сказал Некрасов.
«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» , полуголодное существование, наконец, «поденная» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сел и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России.
С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости.
Чтение ученицей стихотворения «Вчерашний день в часу шестом» . Учитель. В эти годы произошла встреча с А. Я. Панаевой, осветившей его жизнь необыкновенным светом и теплом. Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины.
Причем разных социальных слоев. В частности — женщины-крестьянки.
Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»
Тему женской доли продолжает еще одно известное стихотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из самых любимых революционной молодежью романсов.
Звучит запись песни «Тройка», . Около этого времени Некрасов познакомился и близко сошелся с великим русским критиком, революционным демократом Белинским, который полюбил юного поэта за его непримиримую ненависть к народным врагам. Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на все злое и мерзкое, что совершалось вокруг. Некрасов понял, что ограбление трудящихся есть многовечная система, узаконенная государственным строем.
Ему стало ясно, что все благополучие «сильных и сытых» основано на эксплуатации миллионов людей, закабаленных и крепостниками-помещиками, и нарождающейся в стране буржуазией. Памятуя о тягостных впечатлениях детства, он под влиянием Белинского окончательно решил отдать всю свою жизнь, весь свой горячий талант на борьбу с этим бесчеловечным порядком вещей.
«Ясно припоминаю, — рассказывал впоследствии Некрасов, — как мы с ним вдвоем часов до двух ночи беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустевшим улицам в каком-то возбужденном настроении, столько для меня нового в высказанных мыслях. Моя встреча с Белинским была для меня спасением».
Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Описание событий в романах и других произведениях Некрасова вполне отвечало этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью; стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обыденных, заурядных явлениях жизни, и тогда в нем глубоко проявился его свежий, многосторонний и правдивый талант.
Некрасов всегда с умилением говорил о пламенном патриотизме Белинского. В своей поэме «Несчастные» он, как предполагают исследователи, воспроизвел те вдохновенные речи о родине, которые слыхал от Белинского:
Он не жалел, что мы не немцы, Он говорил: «Во многом нас Опередили иноземцы. Но мы догоним в добрый час! Лишь Бог помог бы русской груди, Вздохнуть пошире, повольней — Покажет Русь, что есть в ней люди, Что есть грядущее у ней».
Некрасов вполне разделял эту веру Белинского в чудотворные силы народа, в огромность его будущих исторических судеб. Не раз повторял он в стихах, что русский народ-богатырь, что он грудью пробьется к желанному счастью и что служение народу есть патриотический долг каждого:
Иди в огонь за честь отчизны. За убежденья, за любовь… Иди и гибни безупречно.
Умрешь недаром — дело прочно, Когда под ним струится кровь…
Белинский первый пробудил это революционное сознание в Некрасове. Поэт до конца жизни остался благодарен учителю и всегда вспоминал те уроки, которые получил от него:
Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе. Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе…
Вместе с Белинским Некрасов становится организатором литературного дела. Издает две книги — «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». С 1847 года в руки Некрасова переходит журнал «Современник», основанный Пушкиным, потускневший после его смерти и заново возрожденный.
В нем печатаются И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Г. И. Успенский.
Некрасов решается на издание сборника своих стихов, который выходит в свет в 1856 году. Сборник открывает стихотворение «Поэт и гражданин» , призывавшее поэта к высокому общественному служению.
Чтение учащимся отрывка из стихотворения «Поэт и гражданин». Учитель. Сборник состоит из четырех разделов: стихи о жизни народа; сатира на его угнетателей; поэма » Саша»; стихи о дружбе и любви.
Внутри каждого раздела стихи располагаются в строгой последовательности. Одно из первых — «В дороге»…
Чтение стихотворения учащимся. Учитель. Что вы рисовали в своем воображении, когда слушали эту типичную для того времени историю? Речь мужика простовата, груба.
Но это индивидуальный портрет героя. Прочитав стихотворение, Белинский в глубоком волнении воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный?» Современник Некрасова Тютчев, помните, писал: Умом Россию не понять. Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать, В Россию можно только верить.
… Некрасов же пытался понять Россию народную умом, почувствовать сердцем, а потому и вера в будущее народа никогда не была слепой. Он смотрел на мир народными глазами. Во втором разделе Некрасов выступает как своеобразный сатирический поэт, очень точно изображая мелкие и подленькие души.
Такие, как в стихотворении 1847 года «Нравственный человек».
В третьем разделе — поэма «Саша». Духовная сила человека, по утверждению Некрасова, питается кровными связями его с Родиной.
Оригинальным поэтом выступил Некрасов в четвертом разделе поэтического сборника 1856 года. По-новому он стал писать о любви. Поэтизируя взлет любви, он не обошел и ту «прозу», которая часто встречается в жизни.
1859 год. Некрасов пишет «Песню Еремушке», ставшую гимном нескольких поколений русской революционной молодежи.
Отрывок из «Песни…» читает ученица. Учитель дополняет. «Песня…» очень скоро стала одним из любимейших и популярнейших стихотворений молодежи. «Песня Еремушке» оглашала то и дело рекреационные залы новой женской школы; это стихотворение заключало в такой доступной форме правила новой житейской мудрости. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», — начинала, бывало, одна, самая бойкая из нас, и тотчас находились другие, которые продолжали: «Человеческим стремлениям в ней проснуться не мешай…» «Необузданную, дикую к лютой подлости вражду», — декламировали несколько дружно обнявшихся между собой девочек. «И доверенность великую к бескорыстному труду», — как-то особенно кротко и нежно продолжали другие. И вскоре собиралась целая толпа девочек, «соединенная» «Песней Еремушке», которая была в полном смысле слова нашею ходячею песнею!» — вспоминает Е. Литвинова.
В 1862 году поэт создает «Рыцарь на час», где передает свое понимание назначения поэта. Вспоминая мать, он просит у нее силы выйти на «правый» путь, на дорогу тернистую. В 1861 году Некрасов создает поэму-путешествие «Коробейники»: бродят по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, мужики-коробейники, деревенские торговцы.
Перед их взором проходят пестрые картины русской жизни дореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской действительности. Главное достоинство «Коробейников» — неподдельная народность.
Не случайно первая глава поэмы стала народной песней.
Звучит запись песни «Коробушка» в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Учитель. Но издавал он и стихи либерально-угоднические. В стихотворении «Умру я скоро…» поэт с горечью и болью говорит о них, написанных «неверною рукой…»
Год 1861. В России — крестьянская реформа.
Ученица-«историк» дает историческую справку. Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало все, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами.
Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.
Учитель. В эти годы поэт приступает к большой поэме о народе, исполненной светлой веры и доброй надежды, — «Мороз, Красный нос». К началу 70-х годов наступает эпоха нового революционного подъема.
В 1869 году возникает замысел поэмы «Дедушка», где Некрасов хочет напомнить молодежи об их делах, о судьбе первого поколения борцов за свободу дворянских революционеров-декабристов.
Историческая справка дается ученицей.
14 декабря 1825 год. В этот день новым императором стал Николай I. Офицеры — участники тайного общества, вошедшие в историю под именем декабристов, вывели на Сенатскую площадь Петербурга воинские части. На площади находилось более трех тысяч военных.
Здесь же собрались огромные толпы народа. Царь жестоко расправился с восставшими дворянами. Пять человек были казнены, многие сосланы в Сибирь.
Чего же хотели декабристы? Выйдя на площадь, они хотели добиться освобождения крестьян от крепостной зависимости, ее они считали величайшим злом для России.
Учитель. В поэме «Дедушка» Некрасов не мог говорить открыто о том деле, за которое был сослан на каторгу герой. Рассказ о восстании декабристов звучит приглушенно. Но идея высокая, святая — служить народу — яркой линией проходит через всю поэму.
Замысел декабристской темы у Некрасова рос и развивался. Следующим этапом явилось обращение к подвигу жен декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в далекую Сибирь. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М. Н. Волконская» 1872 года поэт выражает восхищение лучшими женщинами из дворянского круга.
Они осознали смысл того дела, за которое пострадали мужья.
С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пестрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:
Рать подымается Неисчислимая. Сила в ней скажется Несокрушимая.
Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину любящий ее поэт. Прошли годы. Но проблема долга и ответственности перед страной, Отечеством и сегодня актуальна. Поэтому многие его стихи звучат современно.
Например, «Внимая ужасам войны».
Не правда ли, это стихотворение актуально и сегодня?