Школа Владимира Маранцмана

Владимиру Георгиевичу на роду было написано долгожительство. Но судьба распорядилась иначе…

От детей, знающих его как автора школьных учебников литературы, и даже от учителей, воспринимающих его как классика методики, было анекдотически привычным услышать:

— А он еще жив?

— Еще как жив! Переводит Данте, Петрарку! Создает новый учебно-методический комплекс!

Без преувеличения, как у Вяземского, «и жить торопится, и чувствовать спешит», — отвечали мы, аспиранты, методисты, кому была дарована честь ученичества у Маранцмана.

В

представлении поколений, причастных к изучению литературы в школе, он был почтенным патриархом. Но это не совпадало с его жизненным обликом. Он всегда был полон идей, открыт красоте и соблазнам жизни, страстно и вдохновенно исполнял свою миссию и до последнего дня нес свой крест методиста-просветителя.

В самом начале уходящего года его не стало…

6-7 ноября 2007 года в Пушкине прошла I Международная научно-практическая конференция «Академический школьный учебник — дорога в будущее». Этот статус был учрежден в 2004 году РАН и РАО. Учебник литературы для 10-го класса под редакцией профессора, члена-корреспондента

РАО В. Г. Маранцмана — первый и единственный, удостоенный этого статуса.

К 2006 году авторским коллективом, возглавляемым ученым, была завершена работа над третьим вариантом линии учебников литературы и методических пособий для средней школы . К их изданию приступило издательство «Просвещение». Изначально организаторы конференции планировали приурочить ее к этому событию и юбилею Владимира Георгиевича: 30 июля ему бы исполнилось 75 лет.

Конференция объединила ученых-методистов, учителей и учеников, работающих по программам и учебникам В. Г. Маранцмана. В период подготовки конференции ее устроители объявили конкурс уроков по программе и методике В. Г. Маранцмана и сочинений учащихся по теме «Мой друг — учебник литературы». Участниками конкурса стали 457 учителей и 112 учащихся не только России, но и Украины, Эстонии.

Конференцию открыл видеофильм о Владимире Георгиевиче, им был задан тон живого диалога с ученым, Учителем.

На пленарном заседании выступила учитель школы № 89 Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ Т. Н. Рыбакова. Она говорила о проблемах преподавания литературы в современной школе, организации чтения школьников. Доклады заведующего редакцией «Литература» издательства «Просвещение» В. П. Журавлева, доктора педагогических наук Е. К. Маранцман были посвящены современным УМК по литературе, поискам и новациям в этой сфере. Декан филологического факультета РГПУ им.

Герцена профессор Н. Л. Шубина остановилась на проблеме подготовки учителя-словесника в педвузах. В выступлении Председателя предметной комиссии ЕГЭ по литературе профессора С. А. Зинина была проанализирована последняя версия экзамена, вызвавшая дискуссию.

Состоялись заседания круглых столов «Современные УМК по литературе», «Преподавание МХК в школе как интегративной дисциплины», «Литературное и речевое развитие школьника». Их ведущими были профессор В. А. Доманский , профессор РГГУ Ю. Л. Троицкий , заведующий редакцией «Литература» издательства «Просвещение» В. П. Журавлев, профессор Н. В. Шамрей , доценты РГПУ им. Герцена Е. К. Маранцман, Н. Л. Мишатина, М. А. Бабурина, Е. Р. Ядровская .

На конференции были проведены мастер-классы: «Мне говорить, что сердце отдавать…» — учитель НОУ «Гуманитарий» С. Ф. Щукина ; «Без обольщений жизнь трудна…» — доцент Е. К. Маранцман.

Мастер-классы провели и учителя — лауреаты конкурса уроков. Ими стали: Татьяна Григорьевна Соловей — уроки по творчеству А. С. Пушкина , Тереза Александровна Филиппова — уроки по творчеству И. С. Тургенева , Лариса Юрьевна Каширская — урок по «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина , Вера Александровна Чикрина — урок-вернисаж «Импрессионизм в лирике А. Фета и живописи» ; Наталья Михайловна Цыганкова — эссе «Что меня привлекает в методике В. Г. Маранцмана».

Победителями конкурса ученических сочинений «Мой друг — учебник литературы» признаны: Евгения Гайнутдинова, 6-й класс, школа № 109 г. Перми , Мария Гаврилова, 7-й класс, НОУ «Гимназия «Альма Матер»» г. Санкт-Петербурга , Сулейман Сербес, 7-й класс, Общеобразовательная школа-интернат «Челябинский областной лицей-интернат» .

Участниками конференции было решено сделать ее традиционной.

Н. П. Терентьева, доцент кафедры литературы Челябинского педуниверситета, соавтор УМК, аспирантка В. Г. Маранцмана: 1988 — 1991 гг.
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Школа Владимира Маранцмана