«Разговор» анализ стихотворения в прозе Тургенева
История создания
Стихотворение в прозе «Разговор» было написано в 1878 г. и напечатано в «Вестнике Европы» . Эпиграф был заключен в кавычки, то есть имел вид цитаты. Но источник, из которого взят эпиграф, не обнаружен. Если этот источник — путеводитель по Швейцарским Альпам, то он должен быть очень старым, так как на Финстераангорн восхождение было совершено в 1810 г., а на Юнгфрау в 1811.
Тургенев видел горы Швейцарии задолго до написания стихотворения, в 1840 г. Романические вершины привлекали многих путешественников, еще Карамзин
Литературное направление и жанр
По жанру стихотворение в прозе больше всего напоминает легенду или даже миф о человечестве, его возникновении и исчезновении. Трудно найти черты какого-либо направления в этом произведении . И все-таки это реализм, какой только может быть в лирическом произведении. Это не просто предвидение конечности человеческого
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой диалог двух горных вершин. С их точки зрения оцениваются человеческие деяния. Декорация на небе не меняется в течение всего разговора, занимающего многие тысячелетия.
Вид земли меняется под влиянием человеческой деятельности и ее прекращения.
Хотя в ходе разговора проходят тысячи лет, Тургенев описывает только зимнее небо и обледенелые скалы. Лето, весна, осень слишком наполнены жизнью, чтобы стать фоном к такому монументальному разговору. К тому же вершины гор всегда покрыты снегом и льдом.
Они соприкасаются с вечностью, но зато никогда не видели жизни с ее страстями, радостями и горестями!
Тема стихотворения — быстротечность и суетность жизни пред лицом вечности. Основная мысль: каждый отдельный человеческий мирок и даже жизнь всего человечества в целом — просто миг в сравнении с вечностью. Тургенев рассуждает о важности человеческой жизни именно с помощью образов времени.
Такая мысль высказывалась еще в Библии, где жизнь человеческая уподобляется цвету на траве.
Тропы и образы
Разговор двух вершин — это метафора. Горы возвышаются над горной цепью, подобно двум великанам , как будто беседуют друг с другом. Тургенев пользуется двойной условностью: лирический герой воображает, как будто горы беседуют о людях, оценивая их бытие.
Пейзаж, фон беседы, Тургенев рисует с помощью эпитетов, выделяя четыре составляющих суровой природы: небо , мороз , снег и скалистые глыбы, уступы . Разговору сопутствует тишина. Да и сам разговор не очень громкий, скорее, мысленный. Тишина, неяркие цвета и холод — вот что ассоциируется у лирического героя с вечностью, с жизнью горных хребтов.
Такой жизни противопоставлена пестрота жизни человеческой. Цвета даны не как прилагательные, а как глаголы — недолгий и пестрый процесс. Явления вокруг синеют, чернеют, сереют. Люди называются козявками и двуножками .
Все стихотворение в прозе строится на сопоставлении кратковременности человеческой жизни и монументальности вечности, что выражается в бессоюзном сравнении тысячи лет — одна минута. Это не просто относительность времени, но относительность разных жизней или жизненных позиций.
Безжизненность навсегда замолкшей земли горные вершины оценивают словом «хорошо». Снег и лед, белое и черное — идеальный, с точки зрения горных вершин, мир уж очень напоминает дантовский ад. Не только время, но и любые ценности относительны. Лирический герой страшится вечности с ее холодными ценностями.
В этом смысл стихотворения в прозе.