«Памяти Добролюбова» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Памяти Добролюбова» было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику «Современника». Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулеза.
Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова.
Стихотворение напечатано в «Современнике» № 11-12 за 1864 г.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру эпитафии, но лишено романтической условности,
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — значение личности и творчества Добролюбова для воспитания русской революционной молодежи.
Основная мысль: Николай Добролюбов — пример жизни, полностью посвященной борьбе за счастье родины. Некрасов писал позже, что «старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».
Стихотворение состоит из 6 строф, разных по длине: четыре четверостишия,
Обращаясь к покойному другу на ты, как если бы он был жив, лирический герой начинает свое рассуждение с парадоксальной мысли: «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать». Далее поэт развивает эту мысль о том, что подвиг Добролюбова есть жизнь, отданная родине, любовь к которой сначала противопоставляется любви к земной женщине, а затем превозносится в гордом и торжественном плаче: «Плачь, русская земля, но и гордись…» Завершает стихотворение обращение к матери-природе, рождающей таких людей и не дающей заглохнуть ниве жизни.
Тропы и образы
В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.
Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого — праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова — суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота.
Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для нее он готовит светлый рай и перлы для венца .
Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору .
Добролюбов несет в мир разумное отношение к жизни и литературе , становится светильником разума .
При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра.
Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознесся» над людьми. Так атеист Некрасов создает своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей.
Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах таких людей.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрестная. Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт.
К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности.