Работа над скоростью чтения
Работа над скоростью чтения
МБОУ СОШ №1 г. Сургута
Илларионова Е. М.
В начальной школе проверяют скорость чтения вслух. По данным скорости чтения выставляют оценки.
Странно, но при оценке скорости чтения никак не учитывается скорость мыслительных процессов ребенка, возможности артикуляционного аппарата в части скорости проговаривания. А ведь эти показатели — строго индивидуальны, а их влияние на скорость чтения вслух — очевидно. А можно ли как-то помочь ребенку увеличить скорость чтения вслух?
Да можно, но темп увеличения
Фактически, работа над скоростью начинается еще на этапе обучения чтению слога: работа со слоговой таблицей преследует именно эту цель.
На этапе чтения слова можно упражняться в чтении не связанных между собой слов, группируя их для каждого занятия по схожести слоговой структуры. Например, читать сначала слова, состоящие из трех букв — из закрытого слога , затем слова, состоящие из двух открытых слогов , затем слова, состоящие из пяти букв , далее слова из трех открытых слогов . При этом эффективно многократное прочтение одних
Может быть, он станет началом понимания, что, если тренироваться в скорости чтения, успех обеспечен.
Попробуем проанализировать, как мы читаем книги. Каждое ли слово прочитываем? Нет! Часто по смыслу контекста догадываемся о следующем слове.
Умеют ли это делать Дети? Да, иногда дети стараются догадаться о последующем за читаемым в настоящее время, словом, но не всегда это им удается. Мы обычно требуем в таком случае полного прочтения слов и запрещаем ребенку додумывать слова. Но это менее целесообразный способ в обучении осмысленному чтению, чем специальные упражнения в отгадывании последующего слова. Попробуем открывать читаемый ребенком текст по одному слову , периодически предлагаем ребенку отгадать следующее слово.
Такое упражнение приучит ребенка внимательнее вникать в контекст читаемого и снизит количество случаев ошибочного «додумывания» текста.
Так же как и при чтении групп слов, при чтении текста полезно многократно его прочитывать , отмечая каждый раз, на каком слове закончилось чтение, увеличивая каждый раз количество прочитанных слов. Еще Л. Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заранее заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит написанные буквы с живыми звуками, увеличивая таким образом скорость чтения.
При этом ребенок будет получать удовольствие от своих видимых успехов в чтении, а значит, будет читать с желанием.
Нужно обращать внимание и на чтение текстов, написанных разным шрифтом . Нередко у ребенка затрудняется чтение при переходе на другой шрифт. Следует упражняться в скорости чтения на разнообразных шрифтах.
Скорость чтения значительно могут снижать несколько факторов:
Трудности произношения/нарушенное произношение, в этом случае необходима помощь логопеда;
Рассеянное внимание или повышенная утомляемость ребенка, в этом случае надо понять, что ребенок читать быстрее в настоящее время не сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребенка;
Нарушение зрения у ребенка — часто взрослые и не догадываются о такой возможности/ нужна консультация окулиста, чтобы исключить этот фактор;
Нежелание ребенка читать — тогда уже нам, взрослым, нужно задуматься, а все ли мы правильно делаем, занимаясь с ребенком.
Какова же оптимальная скорость чтения вслух? Считается, что чтение со скоростью, приближенной к скорости разговорной речи , наилучшим образом обеспечивает понимание прочитанного. Если скорость чтения повышена или понижена, понимание смысла ухудшается.
Итак, работая над скоростью чтения, нужно помнить:
Темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок зависит от индивидуальных особенностей ребенка;
Трудности увеличения скорости чтения могут быть обусловлены и нарушением произношения, и нарушения зрения, и незрелостью нервной системы, и неверно выбранными способами обучения;
Чтобы ребенок хотел работать над скоростью чтения, результат должен быть «виден»;
Осмысленность чтения важнее скорости — если ребенок, увеличивая скорость чтения, теряет смысл прочитанного, необходимо прекратить упражнения и продолжить работу над осмысленным чтением предложений и текстов.
Если вы хотите научить ребенка любить читать, то:
Сопрягайте чтение только с удовольствием, не принуждайте ребенка к чтению!
Всегда хвалите ребенка за самостоятельное чтение.
Регулярно находите время для занятий чтением, даже когда вы очень заняты, это возможно.
Внимательно подходите к выбору книги для самостоятельного чтения. Имеют значение: содержание, иллюстрации, шрифт.
Как можно раньше приучайте к чтению книг: сначала ребенку по силам прочитать название главы, которую вы ему читаете вслух, а позже он сможет читать с вами по очереди.
Преподносите чтение вслух как награду!
Сравнивайте мультфильмы и книги в пользу последних.
Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок уже умеет читать сам.
Вспомните о технических средствах: аудиозаписи и видеофильмы помогают привить интерес к чтению.
Прививайте культуру обращения с книгой.
Читайте сами!
Возьмите за правило: на просьбы «помоги» и «поиграй» взрослый может и не реагировать, а просьба «давай вместе почитаем» удовлетворяется всегда!
/Работа с родителями младших школьников/