«Проблеск» анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Проблеск» — одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к «мюнхенскому» периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе «Урания». В 1854 году «Проблеск» был напечатан в журнале «Современник».
В первом зрелом произведении Тютчева, высоко оцененном критикой, ярко проявилось своеобразие его творческой манеры.
«Проблеск» относится к «ночным» стихотворениям поэта — для
Композиция произведения, отражающего духовные искания Тютчева, включает две части. Первая часть описывает внешний мир, раскрывая образ сумрака; вторая часть посвящена изображению внутреннего мира лирического героя, воспринимающего мир Вселенной. Такое композиционное построение,
Для создания Образа сумрака в первой части поэт использует форму псевдодиалога , словно призывая собеседника стать свидетелем совершаемых событий. Сумрак, «полуночь» преображает всю Вселенную. Аллитерация звука «с» создает атмосферу покоя и сна, когда человеческое сознание спит, дремлет, а душа человека просыпается.
Душу тревожит дыхание Зефира, гонца ночи. «Воздушная арфа» выступает инструментом для обращения души к своим божественным корням, преображения души в чистое, высокое, бессмертное.
Во второй части душа лирического героя «летит» к сумраку, сливаясь с ним: «Душой к бессмертному летим!». Местоимение «мы» подчеркивает слияние, сроднение человека с Природой: летим, хотим, верим. Аллитерация звука «р» передает усиливающуюся радость от обретения гармонии.
Кульминацией стихотворения в пятой строфе становится миг слияния с Вечностью и обретение истины. Анафора «как» акцентирует кульминацию стихотворения, усиливает напряжение. В кульминационной строке — «Как бы эфирною струею//По жилам небо протекло!» — происходит слияние противоположностей — небесного и земного, духовного и физического, вечного и временного.
Слово «проблеск» обретает значение катарсиса, очищения души через веру и примирение с прошлым.
Обретя на миг истину, мятущаяся душа человека задает вечный вопрос: можно ли переступить невидимую грань и навечно слиться с беспредельным? В шестой строфе душа неожиданно падает в земную жизнь, а поэт горько отмечает, что усилия тщетны: «…не дано ничтожной пыли//Дышать божественным огнем». В словах «не дано» звучит фатальная безысходность — слишком велик разрыв между земным и небесным: земля и небо вечно противостоят в душе человека: небо стремится к полету, а земля не дает душе взлететь.
Очарованная душа стремится к небесам, но человек не в силах прервать «волшебный сон» — жизнь.
Аллитерация звуков «м», «н», «ч» , употребление частицы «но ах» нагнетают в последних строфах состояние усталости, утомления и обремененности лирического героя. Пробуждение возвращает сознание человека на землю, но свой взор человек интуитивно обращает к небесам, стремясь получить оттуда покой, мимолетно обретенный в проблеске ночи. Земной покой гораздо более утомителен по сравнению с тем истинным покоем, который душа может обрести лишь на небесах.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестной рифмовкой. Тютчев использовал в «Проблеске» поэтическую и высокую лексику, необычные рифмы . Среди используемых в произведении Стилистических фигур — а Нафора, Внутренняя антитеза , Инверсия , семантический оксиморон .Стихотворение изобилует многочисленными эпитетами , встречается также усиливающая эмоциональное восприятие образа ночи Отглагольная метафора . Повторяющиеся многоточия и тире в конце строк создают впечатление недоговоренности , а повтор восклицательных знаков передает интонации взволнованности и эмоциональной экспрессии.
В «Проблеске» Тютчев мастерски раскрывает трагедию стремящегося постичь тайну бытия человека и скорбь души, жаждущей познать непознанное.