«Поэт» анализ стихотворения Лермонтова

История создания

Стихотворение «Поэт» Лермонтов написал в 1838 г., оно было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 3 за 1839 г.

Через год после смерти Пушкина и создания стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов вновь обращается к проблеме предназначения поэта.

Литературное направление и жанр

Поэт в стихотворении — романтический герой. Он имеет предназначение свыше, назван пророком. Даже в гуще толпы он отделен от нее и повелевает ею.

Меняя данную ему богом власть на золото, поэт перестает быть героем

в глазах поэта-романтика, становится частью толпы, не выполнив своей миссии.

Стихотворение «Поэт» относится к философской лирике.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух частей, первая из 6 строф, вторая — из 5. Первая часть посвящена кинжалу, а вторая — поэту. Кинжал и поэт сопоставляются в стихотворении. В последней строфе они причудливо соединяются в одном образе.

Тема стихотворения — роль поэта и поэзии. Основная мысль: поэт утрачивает свое предназначенье, когда меняет власть над людьми, которую устанавливают его могучие, богом данные слова, на золото, богатство.

Тропы
и образы

В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая отделка, надежный клинок таинственного закала . Кинжал — наследье бранного востока .

Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстает перед читателем как живое существо . Он служил хозяину, как раб : не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный след на груди врага и даже по-своему «разговаривал»: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор.

Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая резьба подобна чуждому и постыдному наряду в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет свое предназначение, украшения ему мешают.

Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец — наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мертвого хозяина отважный казак за Тереком.

Так началось путешествие кинжала. Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала — стена в комнате лирического героя.

Кинжал подобен золотой игрушке , бесславной и безвредной . Повторение приставки без — тоже художественный прием.

Лермонтов подчеркивает одиночество кинжала, его оторванность от привычной обстановки. Его родные ножны избиты на войне . Сам кинжал называется бедным спутником героя . Быть игрушкой на стене — несчастье кинжала и, в сущности, смерть.

Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива по отношению к кинжалу . Слова чистит и ласкает стоят рядом.

Кинжал — и орудие, и друг.

Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нем. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу. Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторенное никто не перечеркивает будущность кинжала.

Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие.

Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении — абстрактная фигура.

Причем Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы в предпоследней строфе.

Свое время лирический герой характеризует как век изнеженный, ветхий мир , который морщины прячет под румяна , сравнивается с ветхой красой.

Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье , поэзия воспламеняет бойца для битвы , благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях.

Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими , их звук мерным .

Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землей, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли.

Но все это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его.

Простой и гордый язык истинного поэта противопоставлен блесткам и обманам, которые тешат современников лирического героя . К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимение нам, нас. Последняя строфа — это, прежде всего, обращение к самому себе. В ней кинжал не просто остается орудием войны, отзывающимся на голос мщенья.

Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.

Размер и рифмовка

В стихотворении шестистопный ямб чередуется с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма чередуется с женской.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Поэт» анализ стихотворения Лермонтова