«Памяти Ю. П. Вревской» анализ стихотворения в прозе Тургенева
История создания
Стихотворение в прозе Тургенева «Памяти Ю. П. Вревской» было напечатано в 1882 г. в альманахе «Вестник Европы» под названием «Памяти Ю. П. В-вской». Название стихотворения Тургенев несколько раз менял. Он не решался написать имя той, кому посвящена надгробная надпись.
Юлия Петровна Вревская была удивительной женщиной. Богатая и знатная, она вышла замуж в 17 лет и почти сразу же овдовела, после того как ее муж, генерал Вревский, был убит на Кавказе.
Тургенев познакомился с Вревской в 1873 г. и переписывался до
Аристократка Вревская отправилась в действующую армию как сестра милосердия, а всего таких женщин было около трех тысяч. Меньше чем через год 38-летняя баронесса умерла от тифа в болгарской деревне Бяле, где и была похоронена.
Тургенев узнал печальную новость в Париже и написал Анненкову: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная жертвы. Это было прекрасное,
Стихотворение датируется августом-сентябрем 1878 г. и написано в Спасском под впечатлением воспоминаний о посещении имения Тургенева Вревской в 1874 г.
Литературное направление и жанр
Стихотворения в прозе — емкий жанр, включающий в себя разнородные произведения. Это стихотворение в прозе близко к жанру надгробной надписи, эпитафии.
Тургенев-реалист подробно описывает обстоятельства и окружающую обстановку последних дней жизни Вревской, не упуская натуралистических деталей. Образ героини включает психологию ее поступка, историю ее жизни и причины принятия решения.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — подвиг баронессы Вревской, пожертвовавшей своей жизнью ради помощи нуждающимся.
Основная мысль: настоящая жертва не требует благодарности и часто бывает неоцененной, но это не умаляет подвига героя, жертву принесшего. Лирический герой призывает к благодарности.
Миниатюра имеет четкую и логичную структуру. Во вступлении Тургенев описывает весь ужас положения тяжело больной героини. Потом автор рассказывает о ее социальном положении и о том, от чего она отказалась.
Дальше описан внутренний мир героини, причины ее благородного и милосердного служения. Эта часть заканчивается рассуждением о том, что личность героя — всегда тайна для окружающих. Заканчивается миниатюра благодарностью лирического героя.
Тропы и образы
Стихотворение начинается с натуралистического описания переоборудованного в военный госпиталь сарая в болгарской деревне. Тургенев использует сниженную лексику, чтобы читатель увидел грязь, почувствовал вонь соломы, на которой лежат тяжело больные, испугался их зараженных логовищ и ужаснулся тому, что капли воды приносят больной в черепке разбитого горшка.
Рассказывая о жизни Вревской, Тургенев использует глаголы, свидетельствующие о ее успешности: свет знал, сановники осведомлялись, дамы завидовали, мужчины волочились, 2-3 человека любили. Заканчивается эта часть олицетворением: жизнь улыбалась ей.
Внутренний мир Вревской описан в высоком стиле, используются старославянизмы: жажда жертвы, не ведала и не изведала другого счастья, служение ближним, схоронила клады. В этой части много умолчаний, отмеченных многоточиями. Жертва Вревской невыразима!
Метафоры создают соответствующий настрой: счастье прошло мимо, пылая огнем неугасимой веры, заветные клады души, жертва принесена.
Рассуждая о неблагодарности, Тургенев предлагает сказать спасибо не душе или образу героини, а ее трупу. Употребляя это слово, Тургенев заставляет читателя противопоставить свою приземленность высокой жертве героини.
В последней части Тургенев приносит на символическую могилу Вревской символический цветок — эту посмертную эпитафию.