«Прощание» анализ стихотворения Маяковского
«Увидеть Париж — и умереть!» — именно с этой фразой ассоциируется Город Любви у большинства людей. Об этом замечательном европейском городе с его Эйфелевой башней, Елисейскими полями, Версалем и «Мулен Руж» грезят миллионы, его воспевали писатели, поэты, композиторы. Город, ставший «колыбелью революции» — Парижской коммуны, создал свою литературную историю с «Отверженными» Виктора Гюго и «Парижскими тайнами» Эжена Сю.
После Октябрьской революции 1917 года именно Париж стал центром русской эмиграции, а на знаменитом
В 1922-1924 годах Владимир Маяковский совершил несколько поездок в Европу: в Латвию, Германию, Францию. Свои европейские впечатления он передал в стихах и очерках. Парижу посвятил целый цикл — «Разговорчики с Эйфелевой башней». С Парижем связаны и романтические отношения Маяковского.
Когда в конце 1922 года роман на стороне возлюбленной поэта Лили Брик едва не привел
Париж бежит, провожая меня, Во всей невозможной красе.
Однако Маяковский, испытывавший постоянное чувство гордости за свою молодую республику, и своему герою не дает шанса «раскваситься сантиментальностью» от разлуки с одним из прекраснейших городов мира. Поэтому герой вполне спокойно «в авто, последний франк разменяв», отправляется на вокзал, чтобы отбыть в следующий город своего заграничного вояжа — Марсель. По этому поводу и было написано в 1925 году стихотворение с говорящим названием «Прощание» , об анализе которого и пойдет речь далее.
Нельзя сказать, чтобы герой стихотворения совсем не испытывал грусти, ведь он чувствует, как к глазам подступает «разлуки жижа», то есть слезы. Но не стыдится этих слез, а наоборот, призывает:
… сердце мне сантиментальностью расквась!
И, казалось бы, вполне логично звучит желание героя:
Я хотел бы жить и умереть в Париже…
Многие бы поддержали его в таком желании. Но не нужно забывать, что довольно часто в стихотворениях Маяковского герой неотделим от автора. И сам Маяковский с уверенностью мог повторить: «Я хотел бы жить в Париже».
Здесь, в приюте русской эмиграции, он был бы востребован: его помнили еще со времен футуризма и декаданса. Здесь жили поэты и художники, музыканты и артисты — вся богема Серебряного века. Наверняка, Владимир Маяковский мог и в этом окружении стать популярным, но его глубокая вера в справедливость социалистического строя не давала ему возможность жить где-нибудь еще, кроме Советского Союза.
Именно этой идеей и завершает свое короткое произведение поэт. Допуская мысль о возможности жизни и смерти в Париже, герой, тем не менее, сам перед собой ставит ограничительное условие. Да, все это было бы возможно,
Если 6 не было такой земли — Москва.
Примечательно, что Москва для него не просто город, не просто столица Советского государства. Москва для него — целая земля со своей новой историей, с новыми законами и традициями. Возможно, подобное отношение сформировалось в связи с идеей Владимира Ильича Ленина, развитой впоследствии Львом Троцким, о построении социализм в отдельно взятой стране.
Таким образом, даже в таком небольшом стихотворении, посвященном пустяковому поводу, — расставанию с Парижем, вновь звучит патриотическая идея о любви к своему Отечеству. Только там, по мысли поэта, возможна настоящая жизнь и настоящая любовь. Спустя три года в «Письме Татьяне Яковлевой» Маяковский повторит эту мысль: он выразит уверенность, что и она когда-нибудь сможет осознать любовь к социалистическому государству, и тогда поэт сможет сказать: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем».