«Несжатая полоса» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Несжатая полоса» было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв.
Литературное направление и жанр
Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра — элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно
На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста, а сказочное обрамление — лишь антураж.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение можно условно разделить
Лирический герой в стихотворении как будто самоустраняется, не проявляет себя. Его роль — подслушать разговор умирающих колосьев и ветра, но вся беседа на самом деле происходит «как будто», то есть отражает сокровенные мысли лирического героя.
Тема стихотворения — тяжелая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.
Основная мысль — сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжелом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.
Некоторые посчитали, что стихотворение — это аллегория, образ пахаря — это Николай І, взваливший на себя ношу Крымской войны и умерший во время нее. Но стихотворение нужно трактовать шире.
На создание образа пахаря могла повлиять тяжелая болезнь Некрасова в 1853 г. Он ассоциировал себя с больным пахарем, который не может выполнить свою работу , умолкла песня, которую он пел у сохи.
Тропы и образы
Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели, лес обнажился, поля опустели, полоска не сжата. Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга.
Параллелизм в состоянии природы и человека позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.
Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зерна . Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи птиц , топчет заяц и бьет буря. Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство — хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чем они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других».
Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.
В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу. Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял».
Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе. Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.
Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлен, но задумчив, обычно поет за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений: пахарю нет моченьки, червь сосет ему больное сердце, руки высохли в щепку, повисли, как плети, очи потускли, голос пропал.
Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня — пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.
Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщенный смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, рифмовка парная, женская рифма чередуется с мужской.