Образ осени в рассказе К. Г. Паустовского «Желтый свет»
Для урока потребуются ксерокопии фрагментов рассказа «Желтый свет»; ксерокопии со стихами об осени; репродукции осенних пейзажей; диск с записью цикла «Времена года» П. И. Чайковского; цветные восковые мелки или цветные карандаши ; ксерокопии статей из «Школьного словаря литературных терминов и понятий» , толкового словаря живописи, музыки.
В начале урока учитель пишет на доске цветным мелом красиво и крупно слово «Осень», просит учащихся написать его в тетради и дает задания.
Расскажите Соседу по парте об осени, воспользовавшись
Объедините В группы слова-ассоциации, обозначающие цвет, звуки, запахи, свет, природные явления осени и др.
Вы вспомнили свою осень. А сейчас увидим, как описывает осень мастер пейзажной прозы — Константин Георгиевич Паустовский.
В рассказе «Желтый свет» есть такое признание писателя:
«Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему,
Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах».
Воспользуемся советом писателя и внимательно всмотримся в его описание осени.
Работа по группам . Каждой группе предложен свой фрагмент рассказа и к нему вопросы и задания.
Прочитайте фрагмент рассказа. Подготовьтесь выразительно читать его вслух. Какие детали осеннего пейзажа выделяет, подчеркивает автор?
С помощью какого приема они показаны? Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа осени . Воспользуйтесь выписками из словаря литературоведческих терминов. Выполните задания в таблице.