Каким быть школьному учебнику литературы?
Комментарий к анкетированию учителей-словесников
На одной из секций педагогического марафона 2006 года обсуждалась проблема качества действующих школьных учебников литературы. Для приглашения к разговору, который было задумано провести в формате дискуссионного клуба, учителям предложили анкету «Каким быть школьному учебнику по литературе?» .
Редакция надеется, что читатели «Литературы» также пришлют нам свои ответы на анкету.
Что такое учебник литературы?
пособие для работы с текстами на уроках путеводитель для
Какова ведущая функция учебника литературы?
воспитание личности воспитание интереса к художественной литературе знакомство с конкретными писателями и произведениями изучение литературного процесса формирование читательских качеств расширение культурного кругозора выработка конкретных умений обучение литературоведческим навыкам подготовка к итоговой аттестации другое
Какой принцип должен быть в основе организации учебного материала?
хронологический проблемно-тематический жанровый культуроведческий другой
Что должна включать
страницы биографии писателей тексты полностью, в сокращении, в кратком пересказе вопросы и задания для учащихся: общие для всех, дифференцированные по уровню сложности тематику творческих и индивидуальных заданий научный аппарат списки произведений для самостоятельного чтения портреты писателей и другой иллюстративный материал дополнительный материал на электронных носителях : тексты программных произведений полностью, тексты для внеклассного чтения, портреты писателей разных лет, иллюстрации к литературным произведениям, картины художников, музыкальные произведения, фрагменты фильмов и театральных постановок другое
Что должно преобладать в методическом аппарате учебника?
задания на поиск нужной информации в главе учебника вопросы проблемного характера задания творческого характера задания, помогающие подготовиться к ЕГЭ другое
В чем недостатки учебно-методического комплекта, по ко торому работаете вы?
1.
2.
Чего не хватает вам и вашим ученикам в современных учебниках литературы? Укажите конкретно автора учебника и класс.
1.
2.
Пожалуйста, укажите
Ваш возраст ______, стаж педагогической работы ______, тип школы, в которой вы работаете ___________________________________________
Если хотите, укажите свою фамилию, имя, отчество, контактные адреса и телефоны ____________________________
_____________________________________________________
Думается, что наши размышления в процессе анализа ответов на вопросы анкеты продолжат начатый на страницах газеты нужный и небезболезненный разговор о школьных учебниках.
Хотя на дискуссионный клуб собралось около 70 участников, ответить на вопросы анкеты пожелали не все. Кроме того, среди ответивших на анкеты учителей, приехавших на марафон, были только те, кто работает в городских школах. Поэтому мы посчитали возможным распространить нашу анкету в одном из районов Тверской области, чтобы выявить мнение сельских словесников.
Анализ результатов обработки анкет дал любопытную информацию.
Абсолютное большинство как городских, так и сельских учителей считают, что учебник литературы — это Путеводитель для ученика в литературном «море» или Пособие для работы с текстами на уроках, то есть отмечают необходимость прикладной направленности учебника. К сожалению, значительно меньше педагогов видят в учебнике литературы «учебник жизни» , то есть помощника в формировании личностных качеств человека, который сможет сориентироваться в обществе, где ему предстоит жить и трудиться.
Ведущей функцией учебника литературы словесники считают, прежде всего, Воспитание интереса к художественной литературе, формирование читательских качеств и обучение литературоведческим навыкам. Жаль, что менее 20% опрошенных преподавателей ведущей функцией учебника называют Воспитание личности, отдавая предпочтение обучению пониманию и толкованию прочитанного. Так и хочется спросить: а зачем нужно понимать и толковать литературные тексты, если не для личностного развития подрастающего поколения?
По другим вопросам анкеты мнения разошлись. Если большинство городских учителей хотят, чтобы учебник Расширял культурный кругозор школьников, то их сельские коллеги несколько упрощают задачу, отводя учебнику роль «ознакомителя» С конкретными писателями и произведениями.
Определяя принцип, положенный в основу организации учебного материала в учебнике, сельские учителя называют Хронологический, а их городские коллеги — Проблемно-тематический.
Оценивая структуру действующих учебников, абсолютное большинство словесников сошлось на мнении, что задания для школьников целесообразно Дифференцировать по уровню сложности, в большей степени включить в учебник Научный аппарат : комментарии, примечания, библиографию, указатели имен, названий, выдержки из писем и мемуарной литературы, словарь литературоведческих терминов.
Преподаватели литературы безоговорочно отмечают, что учебники должны быть дополнены Иллюстративным материалом к урокам. Помните, как «в старые добрые времена», когда в кабинетах литературы были объемистые альбомы с портретами и иллюстрациями, многие из которых изготавливали сами педагоги, наклеивая на картон цветные «картинки» из «Огонька» или других журналов. Сегодня такая подвижническая деятельность практически невозможна по многим причинам:
1) нищий учитель почти не выписывает периодику и нечасто покупает книги;
2) нагрузка учителей очень велика и не остается времени на такую работу;
3) многочисленное легкое чтиво, недорогое и имеющее очень неплохую полиграфическую базу , и дорогие «глянцевые» журналы, конечно же, не печатают на своих страницах изображений писателей или литературных мест России, так как это не нужно читателям этих изданий.
И в городе, и в селе мечтают о Дополнительных учебных материалах на электронных носителях, хотя даже не в селе, где современных компьютеров явно недостаточно, а именно в анкетах городских учителей прозвучало горькое восклицание: «Использование компьютера на уроках литературы — это идеально, но реально ли!»
Удивительно, но именно городские учителя уверены, что в современные учебники литературы необходимо включать яркие, интересные Страницы биографии писателей, Тематику творческих и индивидуальных заданий, списки произведений для самостоятельного чтения учащихся. А сельские учителя едины во мнении, что для уроков литературы у них нет Нужных текстов в нужном объеме, так как фонды школьных и сельских библиотек не обновлялись со времен советской власти. Они мечтают видеть в учебниках литературы произведения русской классики Полностью, особенно в 9-м классе, видимо, не представляя себе, какого объема будет тогда весь учебник!
Может быть, необходимо придумать какой-то аналог хрестоматии, где будут помещены нужные тексты В полном объеме, или активнее возрождать серию «Библиотека школьника», делая ее максимально дешевой?
В методическом аппарате учебника, по мнению большинства, должны преобладать Вопросы проблемного характера и творческие задания, хотя отдельные из сельских учителей желали бы видеть в учебнике и Задания, позволяющие подготовиться к ЕГЭ, видимо, сильно страшась этого нововведения.
При ответах на вопросы, в чем недостатки учебно-методического комплекта, по которому работаете вы, и чего же не хватает вам и вашим ученикам в современных учебниках литературы, прозвучало много интересных мнений. Самое радикальное из них — «я вообще не пользуюсь учебником!» Естественно, что так заявил опытный и смелый учитель из большого города. А большинство словесников, особенно сельских, все же учебниками пользуются, так как альтернативы нет. Поэтому в анкетах многих сельских учителей с болью звучали такие мысли: «Не хватает учебников вообще!» или «У меня один новый учебник на класс!»
Часть учителей сетует на то, что объем материала в учебниках слишком велик и не соответствует отведенному времени, что в них не всегда удачен подбор текстов, что в «методичках» для учителя даются подробные комментарии и разработки по уже известным школе текстам и отсутствуют по произведениям, которые раньше не изучались. Жалуются учителя и на недостаток разнообразных заданий проблемного и творческого характера, а также на отсутствие дополнительного материала для самостоятельной работы школьников при подготовке сообщений, докладов и рефератов. Однако если даже учебников не хватает , то о хрестоматиях, практикумах, рабочих тетрадях для всех учеников просто говорить не приходится!
А может быть, для школьников необходимы по отдельным писателям и проблемам новые пособия, которые помогут детям в самостоятельной подготовке?
Думаю, что авторам и экспертам школьных учебников литературы есть о чем задуматься!
В заключение отмечу удивительную вещь. Возраст учителей городских школ, отвечавших на нашу анкету, колебался в границах от 23 до 50 лет, причем возраст большинства выше 38 лет. Возраст сельских учителей — от 35 до 68 лет, причем большинство из них старше 49 лет. Стаж работы городских учителей, приехавших на марафон, колебался от 1,5 до 30 лет, а сельских — от 7 до 42 лет. Это, на наш взгляд, отражает общую тенденцию в кадровом составе учителей в стране.
Молодежь, получившая педагогические специальности, не хочет идти в школу вообще, и в сельскую школу в особенности, если это не возврат к себе домой из-за отсутствия жилья в другом месте. Поэтому и вынуждены в школе работать учителя преклонного возраста, которые порой очень далеки от интересов своих учеников. А свою фамилию и контактные сведения не указал почти никто!