«Грядущие гунны» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Грядущие гунны» было написано в период социальных потрясений. Оно создавалось почти в течение года и является осмыслением происходящих событий. Окончательно оформилось стихотворение под влиянием событий 1905 г. Брюсов увидел напор, с которым к переменам шли устраивающие демонстрации, забастовки и стачки рабочие и крестьяне.
Зрелый поэт, которому на момент написания стихотворение 32 года, предвидел или предчувствовал, что усилиям этого потока ничто не сможет противостоять. С другой стороны, невозможно
Стихотворение было закончено в 1905 г. и в 1906 г. издано в сборнике, название которого с греческого переводится как «Венок». Первая публикация состоялась в журнале «Вопросы жизни» № 3 за 1905 г.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Грядущие гунны» символист Брюсов наполнил символами и иносказаниями, новым смыслом. В современной жизни Брюсов находит аналог и диким племенам варваров, гуннов, и мудрецам античности. Сопоставляя события пятого и двадцатого веков, Брюсов предвидит дальнейший
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, но оно не лишено философских обобщений.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — будущие социальные потрясения. Гунны в стихотворении — это не только символ определенных сословий, то есть новых людей, захватывающих власть, но и символ революционных перемен, которые никогда не бывают благоприятными для ныне живущих поколений.
Основная мысль: история ничему не учит человечество. Мудрецы знают о грядущих событиях, поэты предвидят их, но никто не в силах ничего изменить. Поэтому социальные потрясения происходят снова и снова.
Это путь развития человечества, с которым нужно смириться.
Стихотворение состоит из 7 четверостиший. Первые 4 — это обращение к грядущим гуннам. Лирический герой предлагает им совершить ряд актов вандализма, как будто подсказывая, что можно сделать. Все это уже было совершено в истории.
Последние 3 строфы — судьба мудрецов и поэтов, к которым причисляет себя лирический герой, и их отношение к происходящему.
Эпиграф к стихотворению взят из стихотворения Вячеслава Иванова «Кочевники красоты», написанного в 1904 г. Аттила, предводитель гуннов, еще в стихотворении из эпиграфа ассоциировался с новой грубой силой, которая видит красоту в пустоте.
Тропы и образы
Образ, который вынесен в заголовок, — это метафорический эпитет. Брюсов употребляет устаревшее причастие грядущие, то есть идущие, приходящие, ожидаемые в будущем. Аллитерация из звуков гр — гу передает гром и гул надвигающихся толп вандалов.
Лирический герой не боится этой толпы, он призывает грядущих гуннов, метафорически сопоставляя их с нависшей над миром тучей, а топот их называя чугунным . Памир, который не был еще открыт европейцами во времена гуннов, становится собирательным символом областей жизни, из которых внезапно появляются новаторы-разрушители. Они уничтожают то, о чем не имеют понятия.
Во второй строфе все человечество представляется единым организмом. Тело старой цивилизации одряхлело , а опьянелая орда гуннов вливается в него «волною пылающей крови» , оживляя старую цивилизацию .
Эту строфу можно понять и по-другому. Темные, непросвещенные души способны побудить старое встрепенуться, ожить, только причинив ему боль, пустив кровь, заставив сражаться.
Оксюморон третьей строфы «невольники воли» раскрывает внутреннее противоречие всех бунтующих, всех завоевателей. Что они будут делать, завоевав и разрушив? Они не способны к созиданию, самая их гениальная постройка — шалаш на месте разрушенного дворца.
Это символ того примитивного, что сменяет развитое во всех цивилизациях. Эпитет веселое поле и метафора «всколосите веселое поле» — не о выращивании хлеба, а о диком поле — месте обитания кочевников.
В этой строфе Брюсов предвидел проявление дикарских наклонностей рабочих и крестьян, которые в 1917 использовали вазы Зимнего дворца в качестве ночных горшков .
Четвертая строфа содержит анахронизм. Гунны не жгли книги античности, не понимая ни их ценности, ни их опасности для определенных идей. Да и идей, кроме идеи воли, у гуннов не было.
Книги жгли первые христиане, они же разрушали античные статуи и языческие храмы. Причина вандализма была в несовпадении идей.
Брюсов предвидит поступки большевиков, уничтожающих тиражи неугодных книг. Так поступали и фашисты, о возникновении которых Брюсов догадаться не мог. Но он предвидел логику истории, как и то, что безбожие 20 в. приведет к осквернению храмов.
Последняя строчка четвертой строфы оправдывает гуннов. Лирический герой сравнивает их с невинными детьми.
Следующие три строфы проясняют такое снисходительное отношение лирического героя к варварам. Мудрецы и поэты, с которыми лирический герой ассоциирует себя, уходят от проблемы, самоустраняются. Эти символизирующие мудрость веков люди просто прячутся, унося то, чем они обладают и чего нет у гуннов: тайну и светы , веру.
Когда идут орды кочевников, «буря летучая, гроза разрушений» , можно только спрятаться, сохранив ценности цивилизации, «заветные творения». Вопрос лирического героя состоит в том, какая часть этих ценностей сохранится. Вопрос не праздный: большинство произведений античной культуры бесследно исчезло, было уничтожено или разрушено.
От других древних цивилизаций осталось еще меньше.
Играющий Случай , а не логика или разум решают судьбу, будущее человечества.
В последней строфе лирический герой смиряется с возможной гибелью полностью, без остатка, всех ценностей его культуры. Но он радуется приходу грозных грядущих гуннов. Почему?
Потому что, как мудрец и поэт, лирический герой понимает логику истории и не противостоит ей.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в каждой строке. Рифмовка перекрестная. Рифмы женские.