«Деревня» анализ стихотворения в прозе Тургенева
История создания
Стихотворение «Деревня» открывает цикл «Стихотворений в прозе» Тургенева. Оно было написано в 1878 г. В 1882 г. Тургенев предложил редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу материалы, которые попросил напечатать только после его смерти. Первое стихотворение, которое прочитал Тургенев Стасюлевичу, было «Деревня».
Редактор был очарован миниатюрами и уговорил Тургенева отобрать полсотни стихотворений, которые не носили бы «личного или интимного характера». Цикл стихотворений в прозе был назван «Senilia»,
Первые 50 стихотворений были напечатаны в «Вестнике Европы» за декабрь 1882 г.
Литературное направление и жанр
Будучи одним из основоположников классического русского реализма, Тургенев постоянно стремился всячески обогащать его жанровую систему.
Представляя стихотворения Стасюлевичу, Тургенев описал их как соответствие эскизов, этюдов с натуры у художников. Придумывая названия для цикла, Тургенев назвал его «Стихотворения без рифм и размера», потом «Стихотворения в прозе».
Стихотворение в прозе
Тема, основная мысль и композиция
На первый взгляд, перед нами пейзажная лирика в прозе. Русская деревня, повседневная жизнь которой и является темой данного стихотворения в прозе, предстает перед его читателем как ностальгическая идиллия. Эта жизнь для «городских людей» непостижима, недоступна и невозвратима, а между тем, по мысли автора, она-то и есть подлинная, настоящая жизнь.
Композиция движущегося пейзажа Тургенева «кинематографична». Сначала — широкое июньское небо. Мы видим единственное облачко на этом небе, залитом ровной синевой. Затем в небе появляются стаи птиц.
Рея в синем небе вместе с ласточками, взгляд повествователя постепенно снижается в глубокий, но пологий овраг, на дне которого и расположилась маленькая русская деревня. «Общий план» сменяется «средним»: мы видим разом все эти избы, лавочки, завалинки, постепенно приближаясь к порогу, за которым «прохладно темнеют сени».
Далее на секунду «крупным планом» дан повествователь или лирический герой. Он лежит у самого края оврага на разостланной попоне, вокруг — вороха сена, из каждого вороха торчит по детской головке. Следуют беглые наброски групповых и индивидуальных портретов: русокудрые парни, смеющаяся круглолицая молодка, другая молодка у колодца вытаскивает ведро сильными руками. Старуха в праздничном наряде подносит повествователю горшок холодного молока и ломоть теплого хлеба.
Слышится восторженный голос кучера, который и привез нашего повествователя в деревню: «Ай да овес!» Всюду довольство и покой, тишь и благодать, рождающие у повествователя довольно неожиданный вопрос «под занавес»: да на что же нам и крест воздвигать на куполе константинопольской Святой Софии , если и без того так прекрасна простая деревенская жизнь?!
Тропы и образы
Образы неба, земли, деревни, ее обитателей важны не сами по себе, а только для выражения внутреннего мира лирического героя, наслаждающегося гармонией русской деревни.
Пейзаж рисуют метафоры: небо залито ровной синевой, облачко тает, воздух — парное молоко, звенят жаворонки, конопляники вошли в силу, ручей бежит по оврагу.
При описании деревни образ создается с помощью слов с уменьшительно-ласкательным значением: опрятные амбарчики, клетушки, крылечка, крутогривый конек, нарядные лавочки, кошки, свернувшиеся клубочком. В этом описании — разнообразие форм, материалов и цветов, запахов , фактур , движений .
В образе старухи яркость ее наряда противопоставлена тусклым глазам, смуглой худой шее, загорелым пальцам, морщинистому лицу.
Включается осязание, лирический герой ощущает прохладу молока и теплоту хлеба. Три резких звука выводят героя из созерцательного состояния и побуждают философствовать: крик петуха, мычание теленка и голос кучера.