«Цицерон» анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Цицерон» Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Десница» на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал «Современник».
В стихотворении, принадлежащем к Философской лирике, нашли отражение размышления поэта о судьбе европейской культуры, о месте и роли личности в эпоху исторических потрясений. Основная тема «Цицерона»
Созданное в Романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером — Четырехстопным ямбом. Поэт использовал в «Цицероне» охватную и перекрестную рифмовку.
В композиционном плане стихотворение включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую — слова лирического героя, третья
В первых четырех строках, имеющих Элегические ноты, с помощью реминисценции из произведения Цицерона «Брут» поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: «Я поздно встал — и на дороге// Застигнут ночью Рима был!» . Во второй части первой строфы появляются Одические интонации, отражающие мотив избранника — человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.
В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам — «небожителям», поскольку такой человек может передать свои впечатления от «высоких зрелищ» будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией «пира во время чумы», «упоения» среди катастрофы.
Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как Инверсия и Аллитерация .
Произведение насыщено лексикой «высокого стиля» и Архаизмами , усиливающими торжественность и пафос стихотворения.
Средствами художественной выразительности в «Цицероне» выступают Эпитеты и Метафоры .
Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков.