«Человек есть тайна»
Вступительный урок по творчеству Ф. М. Достоевского
На первых уроках всегда важно дать представление о личности писателя и основах его мировоззрения. В случае с Ф. М. Достоевским это особенно значимо. Как вступление к разговору о творчестве Достоевского может быть использован рассказ «Мужик Марей».
Эпиграфом к уроку стали строки из письма брату, написанные Достоевским в молодости, но определившие его позднее творческое кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать; и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял
Сам же урок назван по началу этих строк — «Человек есть тайна».
На первом этапе урока, озвучив эпиграф, попробуем вглядеться в фотопортрет незнакомого человека и предложим ученикам «разгадать» его жизнь и характер. На доске можно фиксировать впечатления ребят.
Затем сообщим, что портрет не безымянный. Автор Павел Астраханов дал имя своему фотогерою «Мужик Марей» , сблизив образы нашего современника и героя одноименного рассказа Ф. М. Достоевского. Десятиклассникам вряд ли знакомо это произведение, но понять, в чем же именно состоит
Познакомимся с рассказом, чтобы понять, удалось ли нам увидеть главное в человеке.
Рассказ был напечатан в 1876 году в февральском выпуске «Дневника писателя», чьим единоличным автором и был Достоевский. Уникальный проект позволил писателю вступить в прямое общение с современниками прежде всего с позиций гражданина. Он не боялся публично высказывать свои убеждения, делиться своим жизненным опытом, обсуждать злободневные проблемы, внимательно прислушиваясь к читательским откликам.
Потребность в диалоге с современностью всегда была характерной чертой Достоевского, поэтому журнальное дело и публицистика были важной частью его творческой деятельности. Некоторые художественные произведения были напечатаны именно на страницах «Дневника…» . Вот и «Мужик Марей» возникает в контексте авторских размышлений о народной судьбе.
Тексты раздаются ученикам, но само чтение рассказа рекомендуем выполнить учителю