Арсеньев — характеристика персонажа
Произведение: Жизнь Арсеньева
АРСЕНЬЕВ — герой романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» . Алексей Александрович А.- герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село А.- Каменка — во многом напоминает родину Бунина — хутор Бутырки Елецкого уезда; отец А.- Александр Сергеевич — это воссозданный портрет отца Бунина — Алексея Николаевича. В русской литературе образ А. замыкает целый цикл художественных автобиографий
Фактическими набросками к «Жизни Арсеньева» считают его «Безымянные записки» и «Книгу моей жизни» . Роман «Цикады» , написанный, по определению И. Ильина, в жанре философско-религиозных «мечтаний», тоже является как бы последним подступом к образу А. В 1929 г. Бунин публикует написанный в 1906 г. рассказ «У истока дней» и дает ему подзаголовок: «Из давних набросков «Жизни Арсеньева»». В романе А.- герой, проходящий несколько ступеней развития, — от первых шагов маленького
Это все!.. Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится». Основная особенность образа А. в том, что он как бы раздваивается на двух Арсеньевых: один — «юный» — живущий, взрослеющий, совершающий ошибки, делающий свои «первичные» умозаключения; другой — «повествователь», — уже с расстояния прожитых лет оценивающий поведение «юного» А., вспоминающий и оценивающий его чувства и мысли, его взаимоотношения с людьми.
Некоторые исследователи поэтому сравнивают А. с героем «Поисков утраченного времени» Пруста. Как и у Пруста, А. вспоминает не столько историю своей жизни, сколько историю своих мыслей, своего восприятия; это «воспоминания о воспоминаниях», память о памяти, которая «есть некая совершенно особая духовная сущность, понимаемая художником как суть искусства». Бунин в начале романа приводит цитату из рукописи поморского проповедника XVIII века Ивана Филиппова: «Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии…» В последнее время сам роман относят к категории феноменологического романа — «ego cog-ito cogitata qua cogitata».
Тем не менее образ А. остается в русле русской толстовско-достоев-ской психологической традиции. Для него главный вопрос не «как жить», а «в чем смысл жизни», которая есть «ни на единый миг не останавливающееся течение несвязных чувств и мыслей», но которая «еще нечто такое, в чем как будто и заключается некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уже никак нельзя уловить и выразить…». Во многом образ А. имеет ностальгический характер: он гордится своим родом — «знатным, хотя и захудалым», тоскует о его былом величии и богатстве. У А.-«повествователя» очень силен мотив тоски по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми».
А. — не эпический, а лирический герой, его не интересуют «социально-общественные задачи искусства», он отдает предпочтение «вечным темам». Призывы типа «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» раздражают А.-человека и А.-писателя. Образ А. у многих исследователей ассоциируется с «Третьей симфонией» Рахманинова : те же элегические видения детства и юности, та же красота и радость отчего дома и родной природы, та же цикута ностальгии, то же душевное смятение, удручающая радость дум о смерти, пронзительное ощущение свершившихся в мире катаклизмов . Высказывалось также мнение, что образ А. и весь роман имеют музыкальную структуру, строящуюся на вариациях шести тем: любовь, природа, искусство, душа, Россия и биологическая наследственность. Если «юный» А. погружен в «быт», который проявляется для него в «стремлении к прекрасному в каждой мелочи» , то А.-«повествователь» практически теряет свою земную телесность, жизнь превращается для него «в вечное ожидание»: то он, подобно Данте, поднимающемуся на гору Чистилища, взбирается ко гробу усопшего великого князя, с которым когда-то встретился в молодости , то ему является образ давно умершей Лики, и он видит ее «с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда». Образ А. превращается в воспоминание души героя о своей «земной» жизни в России.
Став по сути первым «феноменологическим» героем русской литературы, образ А., как ни странно, практически не оказал на нее непосредственного влияния. Подобным ему можно считать лишь героя автобиографической прозы В. Набокова «Другие берега» .