Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать
Тема одиночества в произведениях Лермонтова имеет свои особенности, его одиночество это следствие того, что его герой не просто противопоставлен обществу, он разочарован в нем, это лишний человек. И именно такого лирического героя мы видим в этом стихотворении.
Перед нами стихотворение-рассуждение героя о бессмысленности жизни, об окружающем его одиночестве. У него не осталось мечтаний, идеалом, стремлений и желаний. Смысл жизни для него потерян.
Что пользы напрасно и вечно желать?..
Эпитеты «скучно» и «грустно» являются
Он чужд для любви, и дружбы.
Эпитет «ничтожно» подводит итог размышлениям героя о своей жизни, который не видит в ней никаких значительных событий, которые бы трогали его душу. И это вызывает в нем еще большую волну сожаления и уныния.
В конце произведения разочарование лирического героя достигает своего пика, потому что в с своих рассуждениях он делает вывод о бессмысленности жизни вообще. Это всего лишь чья-то «Пустая и глупая шутка». При помощи
Интересно и композиционное построение в виде вопросов и ответом на него. Перед нами возникает образ человека, задающего себе вопросы и честно отвечающего на них.
Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова для 9 класса
Тема одиночества нередко встречается в произведениях поэтов и писателей, но в лирике Лермонтова эта тема звучит особенно. Одиночество героя лермонтовской поэзии — это следствие его разочарования в жизни, в обществе, в идеалах. Лермонтовский герой не просто одинокий — он потерянный, лишний человек, разочарование которого достигает своего апогея.
Именно такой герой представлен в стихотворении Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать».
Стихотворение «И скучно, и грустно, и некому руку подать» — это рассуждение лирического героя о своем одиночестве, о бренности всего вокруг и бессмысленности жизни в целом. Автор произведения раскрывает перед читателем внутренний мир и размышления человека, который растерял все свои идеалы и теперь он не видит смысла ни в страстях, ни в чувствах, ни в желаниях.
В произведении 12 стихов , которые разделены на три строфы . В первой строфе лирический герой осознает, что рядом с ним нет никого, он одинок, он разочаровался в желаниях, в них нет больше пользы. Одиночество героя передано через эпитеты «скучно», «грустно», именно такие чувства сейчас в душе героя. А повторяющийся союз И еще больше усиливает эти чувства, показывая градацию одиночества героя: «И скучно, и грустно, и некому руку подать».
Во второй строфе это разочарование увеличивается: лирический герой приходит к тому, что и в любви нет смысла, она рано или поздно тоже пройдет. Герой стихотворения оглядывается на свое прошлое, и понимает, что и в прошлом не было ничего важного. Усиливает эти чувства, как и в первой строфе, многосоюзие : «И радость, и муки, и все там ничтожно».
Но если в первой строфе при помощи повторяющегося союза создавалась градация чувства одиночества, то во второй строфе показана градация бессмысленности всего, что было в прошлом. Эпитет «ничтожно» — это своеобразный итог, который подводит герой тому, что было им пережито и прочувствовано.
В третьей строфе разочарование лирического героя достигает своей кульминации, он приходит к выводу, что жизнь сама по себе бессмысленна, о чем говорит метафора «шутка» и эпитеты «пустая и глупая». Лирический герой иронизирует над всем, и это явно чувствуется именно в последних строках:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг Такая пустая и глупая шутка. Но ирония эта горькая. Ирония над собой, над чувствами, сейчас герой руководствуется только «холодным вниманием». Эпитет «холодный» передает не только отрезвленность героя, но и его самого, он стал холодным, холодным ко всему вокруг.
Возможно даже в каком-то смысле циничным.
Написано стихотворение разностопным амфибрахием: 1-3-5-7-9-11 строки написаны 5-стопным амфибрахием, 2-6-10 строки — 3-стопным амфибрахием, 4-8-12 строки — 4-стопным амфибрахием. Использование такого размера придает мыслям героя произведения живость, автор не просто передает мысли своего героя, а он помогает прочувствовать их течение.
Разностопный амфибрахий позволяет читателю окунуться во внутренние рассуждения лирического героя, думать как он и еще более глубоко прочувствовать его переживания. Еще больше прочувствовать настроения героя позволяет строение произведение: вопрос — ответ. Лирический герой задается вопросом и сам же на него дает ответ: как будто в вопросе он пытается найти то, что могло бы в жизни быть ценным, но в ответах приходит к выводу, что ничего в его жизни ценного и важного нет.
Автор произведения использовал в стихотворении прием эллипсиса, который создает задумчивость лирического героя, он что-то вспоминает, он представляет. В этих многоточиях перед его глазами проносится его жизнь, его мысли.
Рифма в стихотворении перекрестная: подать — желать, невзгоды — годы, труда — следа, невозможно — ничтожно, недуг — вокруг, рассудка — шутка. В нечетных стихах рифма точная мужская , в нечетных — точная женская .
Настроения и мысли лирического героя переданы настолько тонко и точно, что читатель невольно вовлекается в размышления героя произведения, сам начинает задаваться вопросами и искать на них ответы, оглядываться в прошлое, вспоминать, размышлять, через жизнь лирического героя читатель начинает оценивать свою собственную жизнь, вглядываться в уголки своей собственной души.
9 класс
Анализ стихотворения И скучно и грустно по плану