Семья — хранилище нравственности (По роману Шолохова «Тихий Дон»)
1. Семья — главная ценность.
2. Патриархальность жизни, казачества.
3. Роль веры в жизни казаков.
М. А. Шолохов писал: «Тихий Дон, я целую горячую землю твою». Обычно сдержанный и чаще всего даже суровый, говоря о родном крае, писатель становится лиричным. Его любовь к людям родного края, к обычаям родной земли проступает наружу.
Казачество — особое сословие на Руси, но и как в жизни каждого народа в жизни казачества есть постоянные ценности — земля, нравственность, семья. Поэтому семья — основа народной жизни в романе Шолохова
Начало XX века — время кровавое, наверное, поэтому ценность понятия «семья» возвелась в десятикратную степень. Семейное начало для героев «Тихого Дона» — точка отчета. Каждая отдельная личность воспринимается неизменно как часть общего — семьи, рода. Циклично время, как и сама жизнь
Интересно, что слово отца, сказанного в приказном тоне — норма жизни казаческой семьи, но мы не встречаем в романе Шолохова сцен насилия в патриархальной семье. В патриархальной семье ответственные и сложные дела решались открыто, обсуждались совместно. Острые углы выравнивались, страсти утихомиривались. Личные устремления отходили на второй план, если они противоречили благополучию семьи. Не только непрекословно было слово отца, но и частенько — грубо. Грубость эта объяснялась не патриархальностью, а влиянием казарменных армейских нравов. Пантелей Прокофьевич любил «приложить» крепким словцом. Свою жену частенько называет он «старая карга», «дура», а та также не оставалась в долгу: «ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Но уважение к Пантелею Прокофьевичу было неизменным — именно он сплачивал семью.
Патриархальная семья держалась не только на главе семьи. Великая христианская вера — вот один из столпов семьи. Обязателен семейный образ — икона в красном углу дома. Казачья семья выступает в романе как хранительница веры, особенно важны в этом отношении старшие ее представители. Когда пришла страшная весть о гибели Григория, в те ужасные дни Прокофьич «старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», вернул к жизни старика разговор с отцом Виссарионом: «с этого дня переломил себя и духовно оправился». Здесь мы видим, насколько сильна была вера казаков, насколько важную роль играла она в их жизни. Именно потому, что казаки испокон веков были людьми верующими, слово «развод» не существовало в языке казаков. На создание семьи благословлял Бог, поэтому брак был нерасторжим, но поскольку заключали его люди, неколебимым он не мог быть. Так, Пантелей Прокофьевич, встретив ( Григория рядом с Ягодным, куда он ушел с Аксиньей, спрашивает сына: «А бог?» Вера Григория была не настолько сильна, как вера отца, но где-то в глубине сознания он все-таки думал о греховности своей жизни. Подтверждением тому являются «мысли об Аксинье и о жене», которые возникают в его голове во время присяги, когда он «подходил под крест». Когда революционные события стали низвергать веру в бога с той высоты, на которой эта вера находилась в душах людей, это самым плачевным образом отразилось на взаимосвязи «семья — вера», поскольку семья хранила веру, а вера защищала семью.