Замысел романа
«XIX в. будет отличаться от всех ему предшествующих веков точным и пламенным изображением человеческого сердца», — писал Стендаль. По сути, это была сверхзадача, которую ставил перед собой писатель, приступая к созданию нового романа. К этому времени у Стендаля уже был выработан «жесткий, суховатый, пренебрегающий метафорическими узорами аналитический слог».
В общих чертах писателю был ясен и образ современного молодого человека — дерзкого искателя счастья, энергичного и страстного в своих взлетах и падениях, который и был,
И Стендаль открыл для себя такой источник — уголовную хронику. Открыл в то время, когда его собратья по перу с пренебрежением относились к прозе будней, к тем страстям, которые бушевали в душах их современников, отдавая предпочтение седой старине, ища своих героев в рассказах о странствующих по заморским краям изгнанниках.
В письмах к своим друзьям Стендаль советовал
Оба они остались живы. Как водится, Антуана Берте судили и безжалостно приговорили к смертной казни. Приговор не замедлили привести в исполнение.
Французские газеты на все лады комментировали эту скандальную историю, создавая общественное мнение, против которого и восстал Стендаль. Так родился замысел романа «Красное и черное», прославившего имя писателя в веках.
Всего три года понадобилось Стендалю, чтобы реализовать свой замысел. Ему блестяще удалось переложить «весьма обыденное уголовное преступление» на язык искусства. При этом писатель достиг значительного успеха в описании социальной картины жизни французского общества начала XIX в., определившего логику поведения героя в его новом романе.
Действие романа разворачивается в вымышленном городке Верьере, напоминающем Стендалю современный Гренобль, а также в Безансоне, где писатель никогда не был, и в Париже, в котором он подолгу жил и который хорошо знал, но, кажется, никогда по-настоящему не любил. Условность места действия романа не случайна и легко объяснима: она способствовала свободному течению повествования, создавая впечатление всеохватности и всеобщности происходящих событий. Другими словами, история героя романа воспринимается читателями не как частный, из ряда вон выходящий случай, а как закономерное явление, обусловленное всем ходом развития французского общества в эпоху Реставрации.
В этом и заключается несомненное и новаторское мастерство Стендаля как художника-реалиста.