Применение элементов здоровьесбережения на уроках ОБЖ
Применение элементов здоровьесбережения на уроках ОБЖ
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем — одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья.
Здоровые Дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика настоящего времени говорит о катастрофическом
Это говорит о том, что проблема сохранения здоровья детей сегодня актуальна. И решить ее в какой-то мере поможет использование на уроках здоровьесберегающих технологий, под которыми мы понимаем систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.
Образовательная среда подразумевает не только условия обучения, но и организацию учебного процесса. Работа преподавателя ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках ОБЖ включает:
1) использовать в работе
2) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;
3) использовать различные методы и формы работы на уроке; смену видов деятельности;
4) следить за осанкой учеников на уроке;
5) с первых минут урока создавать обстановку доброжелательности, так как у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя;
6) предлагать ученикам индивидуально — дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную;
7) проводить динамические паузы — упражнения для расслабления мышц шеи, глаз; массаж пальцев рук, ушных раковин, биологически активных точек лица и головы; игровые моменты, позволяющие, не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки.
Образовательная работа требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно — двигательный аппарат. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока.
Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше — стоя у парты. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.
Значит, если психомоторно раскрепостить обучающихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребенка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению. Такая работа позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний.
Также важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.
1.Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. .
2.Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. .
3.Крутим — вертим головой, Разминаем шею. Стой! .
4.И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. .
5.Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперед. .
6.И за парты все вернулись — Вновь урок у нас идет. .
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1. потягивание за мочки сверху вниз; 2. потягивание ушной раковины вверх; 3. круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
В заключении хочется сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих обучающихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером». Недаром говорил В. Ф. Базарный: «Спасем детей — спасем Россию!»