Применение элементов здоровьесбережения на уроках ОБЖ

Применение элементов здоровьесбережения на уроках ОБЖ

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем — одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья.

Здоровые Дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика настоящего времени говорит о катастрофическом

снижении уровня здоровья детей и молодежи.

Это говорит о том, что проблема сохранения здоровья детей сегодня актуальна. И решить ее в какой-то мере поможет использование на уроках здоровьесберегающих технологий, под которыми мы понимаем систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Образовательная среда подразумевает не только условия обучения, но и организацию учебного процесса. Работа преподавателя ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках ОБЖ включает:

1) использовать в работе

образовательные программы, соответствующие санитарно — эпидемиологическим правилам и нормативам;

2) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;

3) использовать различные методы и формы работы на уроке; смену видов деятельности;

4) следить за осанкой учеников на уроке;

5) с первых минут урока создавать обстановку доброжелательности, так как у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя;

6) предлагать ученикам индивидуально — дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную;

7) проводить динамические паузы — упражнения для расслабления мышц шеи, глаз; массаж пальцев рук, ушных раковин, биологически активных точек лица и головы; игровые моменты, позволяющие, не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки.

Образовательная работа требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно — двигательный аппарат. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока.

Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше — стоя у парты. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.

Значит, если психомоторно раскрепостить обучающихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребенка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению. Такая работа позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний.

Также важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.

1.Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. .

2.Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. .

3.Крутим — вертим головой, Разминаем шею. Стой! .

4.И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. .

5.Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперед. .

6.И за парты все вернулись — Вновь урок у нас идет. .

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1. потягивание за мочки сверху вниз; 2. потягивание ушной раковины вверх; 3. круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

В заключении хочется сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих обучающихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером». Недаром говорил В. Ф. Базарный: «Спасем детей — спасем Россию!»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Применение элементов здоровьесбережения на уроках ОБЖ