Творчество И. Бродского

Иосиф Александрович Бродский – яркий представитель русской поэзии 20 века. Он родился в Ленинграде и с детства впитал в себя культуру этого города: книги, музеи, памятные места, само местоположение города, его дух. Его главным учителем на пути к поэзии стала Анна Ахматова, которая умело сочетала в себе и пушкинские традиции, и достижения Серебряного века. Под ее влиянием сформировалась этика и манера поэзии Бродского.

Раннему взрослению и человека, и поэта способствовало раннее начало самостоятельной трудовой жизни. С пятнадцати лет Бродскому

пришлось пойти работать на завод. Также ему довелось поработать и в морге, принимать участие в геологических экспедициях.

Это явилось важным жизненным уроком для Бродского: он обрел жизненную смелость, независимость в поступках. В 1964 году поэта заключают в тюрьму за “тунеядство”, высылают из Ленинграда. А в 1972 году он иммигрирует в США. Но еще до отъезда из России, до того, как он стал эмигрантом “внешним”, Бродский сделался “внутренним”, эстетическим эмигрантом. Он не принимал советскую власть, ее политику, и не мог писать “на заказ”.

Его ограничивали в свободе выбора тем, навязывали

советскую идеологию, и это повлияло на отъезд поэта. Первые годы после отъезда Бродский называл лучшими в жизни. Ведь в СССР его не печатали, а к читателю было легче прийти окольным путем, то есть через иностранные журналы и газеты. К тому же, прекрасное знание английского языка позволило ему стать двуязычным литератором.

Бродский был как посланник русской культуры на Западе. Он очень активно продвигал, развивал русскую литературу. В 1988 году в Нью-Йорке вышла антология русской поэзии 19 века, в которой Бродский выступил составителем, написал также предисловие и вводные заметки об авторах. Он устраивал и участвовал в крупнейших поэтических фестивалях, публиковал эссе о Достоевском, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштаме, занимался литературно-педагогической работой, то есть читал лекции о русской литературе. К концу 70 годов он становится профессором и читает курсы в Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском университетах.

В 1987 году Бродский получает Нобелевскую премию, его эссе “Меньше, чем единица” признают лучшей литературно-критической книгой в США, а в 1992 году ему присваивают звание поэта-лауреата. Поэзия Бродского своеобразна и оригинальна. Истоки этого в соединении античной литературы, русской классической и “новой” с англоязычной поэзией.

Это проявилось уже в стихах 50-60 годов – в “Пилигримах”, “Рождественском романсе” и др. Здесь мы видим сочетание противоречивых понятий: религиозность и богоборчество, традиционное и авангардное, ирония по отношению к лирическому герою. В 1960-ых годах он пишет уже произведения более большой формы: поэмы-мистерии “Шествие”, поэму “Зофья”. Но мы знаем Бродского не только как поэта, но и как писателя-эссеиста. Он пишет “Предисловие к “Котловану” Платонова”, “Поэт и проза”, “О Достоевском”, “Нобелевская лекция”.

Эти размышления содержат блестящий и содержательный анализ сложнейших фактов литературы, требующих осторожного подхода. В них поэт также формулирует свои творческие принципы и убеждения. Он отстаивает свою мысль о поэзии как высшей ступени развития литературы, о языке как главной движущей силе поэзии.

Хотелось бы особо выделить эссе “Об одном стихотворении”, в котором анализируется стихотворение М. Цветаевой “Новогодний”. Здесь представлен полный анализ этого стихотворения, выполненный Бродским: он считает, что здесь язык текста диктует приемы и методы построения. Поэт не навязывает стандартных методик, а идет вслед за автором, раскрывая смысл произведения. Нужно сказать, что Бродский меняется в своем творчестве, он эволюционировал, двигался к синтезу поэзии и прозы. Поэт отказался от чистого поэтического стиля, отошел от силлабо-тонических метров, отдавая предпочтение полиметрии, разнотопности и переносам: Долго светает.

Голый, холодный мрамор Бедер новой Сусанны сопровождаем при Погружении под воду стрекотом кинокамер… Новым значением Бродский наделяет и рифму. Чаще всего он использует составную рифму, и в этой “составности” на последнем месте оказывается предлог, союз или частица: …Видимо, никому из Нас не сделаться памятником… Здесь предлог не играет роли дополнительного ритмического сигнала, а это приводит к тому, что самое поэтическое место строки становится незаметным, более приземленным. Еще одна особенность рифмы: иногда поэт использует несовпадающие рифмообразующие гласные ударного, то есть консолансы.

Мы видим заимствования из новой английской поэзии . Главной особенностью поэзии Бродского является его литературность, даже философичность. Он жизнь сравнивает с фразой, и сравнений такого характера у поэта довольно много: Как тридцать третья буква, Я пячусь всю жизнь вперед. Все выше снизу взрывы темноты, Подобны восклицательному знаку. Вообще, я считаю, что в основе поэзии Бродского лежит стремление к свободе.

Все его творчество можно рассмотреть как призыв к свободе, обращенный к литературе: Сорвись все звезды с небосвода, Исчезни местность, Все же не оставлена свобода, Чья дочь – словесность. Она, пока есть в горке влага, Не без приюта. Скрипи перо, черней, бумага!

Лети, минута.




Grammar as a branch of linguistics.
Сейчас вы читаете: Творчество И. Бродского