Творческий путь Жоржа Сименона

Крупным мастером социально-психологического романа, талантливым художником слова считают Ж. Сименона. Прогрессивная зарубежная печать справедливо называет его «адвокатом человеческих судеб»: его романы и повести проникнуты уважением, сочувствием и симпатией к простым людям. Жорж Сименон родился 13 февраля 1903 года, в бельгийском городе Льеже, в старом доме на улице Леопольд.

Отец писателя — Дезире Сименон был мелким служащим страховой компании, мать — Анриетт Брюлль — до замужества работала продавщицей в универсальном магазине.

Детские годы Сименона омрачены размолвками, возникающими то и дело в семье. Отец доволен всем, мать — ничем. В этом источник бесчисленных ссор. Начальное образование Жорж получил в приходской школе.

Закончив ее, он поступает в колледж Сен-Сервэ. Но жизнь в семье с каждым днем становится все тяжелее. Прихварывает отец. И тогда пятнадцатилетний Сименон принимает важное решение: он оставляет колледж за год до окончания и начинает работать, чтобы помочь родным добиться материальной независимости. Сначала он поступает учеником к кондитеру, но вскоре с радостью переходит продавцом в книжную лавку.

Через месяц

хозяин увольняет его, так как он не может стерпеть, что какой-то юнец знает французскую литературу лучше, чем он. Расстроенный Сименон снова ищет заработок и находит его в местной газете. Главный редактор Демарто ставит Жоржа в отдел происшествий. Так совершилось в корне изменившее всю жизнь Сименона посвящение вчерашнего школьника в журналисты.

14 ноября 1919 года появляется первый юмористический рассказ Сименона «Идея гения», за ним следуют «Муж, убивший свою жену», «На Арнском мосту» и др. Первые произведения еще очень слабые и незрелые. В 1921 году на Сименона обрушивается тяжелое горе: умирает отец. Кончина отца побуждает юношу к быстрым действиям, он досрочно в течение 18 месяцев отбывает воинскую повинность, покидает Льеж. В 1922 году Сименон переезжает с молодой женой, художницей, в Париж, где регулярно публикует в различных периодических изданиях множество авантюрно-приключенческих рассказов и даже небольших романов, которые не приносят ему литературной известности, но позволяют безбедно жить.

На литературные гонорары молодой писатель покупает большой катер, поселяется на нем вместе с женой и плавает по Франции, не прекращая писать рассказы и очерки. В 1929 году в романе «Петере-Латыш» впервые появился комиссар Мегрэ. Успех этого персонажа побуждает автора предложить издателю Файяру серию книг, объединенных новым героем. 1931-1933 годах выходят девятнадцать романов о Мегрэ.

Эти книги сразу же приобрели мировую известность. Их переводят на иностранные языки, неоднократно переиздают в разных странах. Став знаменитым, Сименон в 30-е годы помимо большого количества романов публикует репортажи, очерки, навеянные его многочисленными путешествиями по всему миру. С 1934 по 1939 год Сименон не выпускает книг о Мегрэ.

Он начинает писать серьезные прозаические произведения, которые называются «трудными» романами. Речь идет об особого типа социально-психологическом романе, в котором показано внутреннее состояние человека, оказавшегося в безвыходном положении и резко враждебной среде. Эти книги имели не меньший успех, чем его детективы. И в 1937 году Ж. Сименону вручили Нобелевскую премию. Вскоре он по настойчивой просьбе читателей возвращает комиссара Мегрэ . И с тех пор одновременно пишет и «трудные» романы, и книги о Мегрэ.

Вторая мировая война застала Сименона во Франции. Летом 1939 года он поселился с женой и родившимся в апреле первенцем Марком в небольшом селении неподалеку от Ля-Рошеля. По возрасту Сименон не подлежал призыву в армию, но при этом он помогает французским партизанам и бельгийским беженцам.

В ту мрачную пору творчество Сименона было формой протеста против фашизма. После войны Сименон уезжает в США, где находится до 1955 года, переменив несколько мест жительства в различных штатах. За эти годы он разводится с женой, женится вторично, становится отцом еще троих детей. В 1955 году писатель возвращается в Европу и до конца дней поселяется в Швейцарии. Жорж Сименон выпускал, как и в ЗО-е, не менее 5-6 романов в год.

Такая высокая производительность была связана с его манерой работать. Когда он писал новую книгу, он на это время полностью отключался от всего остального, пока не завершал работу над романом. Отдохнув один-два месяца, он снова запирался и работал.

Так и жил, пока в феврале 1973 года, в день своего семидесятилетия, не объявил миру, что прекращает писать, ибо это требовало огромного напряжения, а сил у него уже не хватало. Однако он не прекратил работать, лишь сменил «рабочий инструмент». Начиная с 17 сентября 1973 года по декабрь 1979 года он почти ежедневно по нескольку часов подряд диктовал на магнитофонную ленту свои воспоминания, эти записи и легли в основу цикла «Я диктую» . Сименон скончался в 1989 году и оставил обширное наследство. Общий тираж его книг составляет более чем полмиллиарда экземпляров, вышедших почти на 60 языках мира. В первых романах о Мегрэ только в последнем фамилия комиссара отсутствует в названии.

Это не случайно, Мегрэ в этих романах выполняет функцию поводыря. Раскрывая преступления, он остается лишь свидетелем драмы, участники ее — другие люди. Но удельный вес Мегрэ в романах растет, поэтому Сименон все более подробно представляет его читателям.

В разные годы он расскажет о главных эпизодах личной жизни и служебной карьеры Мегрэ (в «Деле Сен-Флакр» — о его детстве и юности, в «Записках Мегрэ» — о встрече с будущей мадам Мегрэ и женитьбе на ней, о поступлении в полицию и этапах его работы на набережной Орфер. Начиная со сборника 1938 года «Мегрэ возвращается», которым откроется второй период цикла, фамилия комиссара вписана в заголовки, занимает в них главное место. , В романах 60-х годов Мегрэ — умудренный опытом человек, в характере которого преобладают черты, свойственные психологу и врачу. Однако, многое меняя в образе Мегрэ на протяжении более 40 лет, Сименон вместе с тем уже с пер вых романов неизменно доказывал, что его комиссар — нетипичный полицейский, хотя и состоит на государственной службе.

Так в «Петерс-Латыш» он не прячет оружие и предоставляет возможность Гансу покончить с собой, видя в этом для него лучший выход, чем томительный судебный процесс, который скорее всего закончился бы вынесением ему смертного приговора. Сименон говорил: «Прошло более 40 лет, как в мою жизнь вошел комиссар Мегрэ. Оба мы за это время порядком изменились, но неизменным остается мое к нему уважение, и в романах, где действует Мегрэ, я ставлю порой более сложные проблемы, чем в своих социально-психологических романах.

Опыт и мудрость Мегрэ помогают мне разрешать их и делать доступными для читателей разных стран и разного культурного уровня».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Творческий путь Жоржа Сименона