Тема родной природы в поэзии А. Твардовского
Тема родной природы — одна из основных в лирике А. Твардовского. Она неотделима от темы родины, памяти, ответственности. Любовь к своему краю невозможна без понимания родной природы, любви к российским просторам. При этом важно не только понимать ее, но и чувствовать. Сам поэт родился на Урале, с детства он проникался ощущением свободолюбия, близости к природе.
Это положило основу его гуманистическим взглядам на отношения окружающей действительности и человека. Твардовский рано осознал, что каждый из нас является частью огромного мира,
Но на волне перемен нельзя было забывать о бережном отношении к природе. Твардовский прекрасно понимал, что рано или поздно она покорится человеку. При этом он тонко чувствовал настроение природы, ее характер. Особенно их роднило ощущение свободолюбия, широты: Широко разлился Днепр.
Ни конца, ни края нет. Затопил берега, Наливные
Читая это небольшое стихотворение, поражаешься его простоте и задушевности: Стала ель в лесу заметней — Бережет густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шляпу набекрень. В поэме «Страна Муравия» есть глава, посвященная дороге.
Она идет далеко за горизонт, через леса и степи. На ней можно встретить не тронутые человеком уголки и, в то же время, огромные рудники, заводы, шахты. Эта дорога приводит лирического героя к воспоминаниям о своем детстве.
Он видит «далекий хутор», свободного ястреба, деда Гордея. Дорога здесь символизирует жизненный путь лирического героя, огромную страну накануне перемен. Она устремлена в будущее. В этой связи особое значение получает образ молодых подсадков, «весенних деревцев» как воплощение самых радужных надежд автора.
А. Твардовский владеет мастерством удивительно точно передавать состояние природы в переходные моменты. В стихотворении «Перед дождем» он описывает степь перед грозой, «истомленную землю», «грозную, темную, большую тучу», «добрый гром». Вся картина дождя дана в динамике, непрерывных изменениях.
К концу стихотворения буря стихает, природа успокаивается. Дружный хор растений и животных ярко представлен в ранних стихотворениях поэта. Природу он воспринимает как заботливую мать.
Все описания проникнуты теплом и светом, радостью, весельем. Она вторит настроению лирического героя: Над полями дым стоит весенний, Я иду, живущий, полный сил. «Усадьба» . А. Твардовский считает, что люди могли бы многому научиться у природы. Об этом говорит стихотворение «Разговор с Падуном». В сравнении с этой стихией деяния людей кажутся ничтожными.
Симпатии автора принадлежат тайге. Описания природы во время и после войны наполнены другими красками. Используя прием антитезы, поэт создает трагические картины разрушений и смертей.
В природе царит мир и гармония. Она чужда кровопролитным человеческим войнам. В поэме «Василий Теркин» автор использует необычные сравнения, чтобы резче подчеркнуть бессмысленность и горечь войны.
Например, полет майского жука сопоставлен с ревом военных самолетов. В стихотворении «…И цветут — и это страшно…» перед нами возникает картина белоснежных весенних садов. Но нежность и красота пейзажа не радует лирического героя. Эти сады выросли на военных «пожарищах».
От великолепного сада остались только «мертвые ельники», пни и «дыра» как следствие разорвавшейся бомбы. Но жизнь не стоит на месте. Рядом с опустошенной землей выросли новые «розоватые» сады, словно «выложили ватой раны черные земли». В другом военном стихотворении «Отцов и прадедов примета» наливное поле ржи, густые хлеба, обилие ягод и грибов не принесет пользу человеку.
Лету не «дали войти в полный цвет». Стихотворение обрывается на трагической ноте — «гром грянул — началась война». Но эта катастрофа не властна над жизнью. Наступила первая послевоенная весна: В цветенье голых верб, орешин И ольх над полой ширью рек Вновь постигаешь, как поспешен Крутой поры кипучий бег. «Как только снег начнут буравить» . В послевоенные годы А. Твардовский описывает освоение новых далеких земель Сибири и Дальнего Востока, их суровую, девственную природу. Поэт верит в мужество людей, в их победу над тяжелыми условиями жизни.
Тема активного освоения природы проходит через поэму «За далью даль». В главе, посвященной Сибири, лирический герой превращается из простого наблюдателя в непосредственного участника событий. Он видит строительство плотины на Ангаре. При этом А. Твардовский воспевает мужество строителей, в реалистических красках описывает их нелегкий труд. Сама река — настоящая стихия.
Поэт создает ее живой, одушевленной. Она кипит, сопротивляется вторжению человека. В этих описаниях она напоминает зверя.
Но лирический герой не сомневается в победе людей. Буйный нрав реки будет подавлен. Это закономерный процесс. Последние стихотворения Н. Заболоцкого о природе окрашены светлой грустью. За творениями природы он видит недолговечность жизни.
В стихотворениях «Все сроки кратки в этом мире» , «На дне моей жизни, на самом донышке» лирический герой осознает, что его земной срок близится к концу. Но это не омрачает его. Лирический герой мудро и спокойно принимает природную необходимость.
Ведь жизнь проходит так быстро, словно цветение сирени. В стихотворении «Чуть зацветет Иван-чай» поэт призывает нас быть чуткими, внимательными к природе, замечать ее тончайшие изменения. Только при этом условии возможна полноценная жизнь и счастье.
Все надежды Н. Заболоцкого на гармоничные отношения человека и природы связаны с будущим: Сумрак полночи мартовской серый. Что за ним — за рассветной чертой,- Просто день или целая эра Заступает уже на постой. «День прошел, и в неполном покое», 1966год.