Своеобразие романа А. Платонова «Чевенгур»
Роман «Чевенгур» — центральное социально-философское произведение А. Платонова, захватывающая драма народного правдоискателя — возник в известном смысле неожиданно среди небольших, бессюжетных повестей, рассказов, всей «микропрозы» писателя начала и середины 20-х годов. «Чевенгур» — роман всей жизни Платонова. Роман возникал из бесконечного количества жизненных событий, внутренних реакций, осмысливаемых в метафорах и символах, вырастал из опыта очарований и разочарований. Нить личной судьбы продернута сквозь все эпизоды
Роман начинается с сюжета: воинский эшелон, который ведет главный герой Саша Дванов «по одной дороге», сталкивается лоб в лоб с встречным поездом — «на разломе профиля дороги» , после чего Дванов начинает раздваиваться, возникает своеобразный гамлетизм. Весь «Чевенгур»
В сущности, уже в этом степном пространстве, частично выключенном из конкретной истории, возникает множество «микрокоммун», где наскоро, наспех устраивается «золотой век». Дванов и Копенкин, как апостолы новой веры, движутся в этой среде, одушевленной мечтой, вернее, мифом о возможности невозможного! Тема конца истории со всем ее наследием — государственно-правовым, художественно-философским, семейно-бытовым — превращает «Чевенгур» в своеобразную поэму о сектантском, анархическом, наивном правдоискательстве, по существу в антиутопию. «Чевенгур» — своеобразное антигосударство, даже «антиобщество» — живет как некий мираж, условность.
Весь секрет «Чевенгура» как утопического романа состоит в том, что разрушительная работа первопроходцев совершается ради конечной победы над смертью, слепой силой, опустошающей все. Герои «Чевенгура» обозначили своей судьбой опасную пропасть, что вечно отдаляет, уводит человечество от заветной обетованной земли. Роман «Чевенгур» — путеводитель из страны отчаяния.
Он убеждает в том, что гибель мечты, искаженной, деформированной, превращение идей будущего рая в Молоха, пожирающего настоящее, лишь подтверждает нужду в мечте, извечность человеческих ожиданий счастья.