Сравнительная характеристика сестер Лариных по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Работа над сравнительным рассуждением всегда начинается с вопроса «на каком основании делается сравнение?». Такое основание у Татьяны и Ольги Лариных есть, ведь они родные сестры, выросшие в одной социальной среде. Но, несмотря на это, героини очень отличаются друг от друга. Из всех возможных у них лишь одна черта сходства — это социальное положение.
Их родители — провинциальные дворяне. Автор более или менее подробно дает описание семьи Лариных, из которого читатель узнает, что быт их был относительно прост: Они хранили в жизни
Все остальное, начиная с внешнего облика и заканчивая особенностями внутренних переживаний, у сестер различно. Ольга «всегда как утро весела», «всегда скромна»: Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные… Татьяна, напротив, была «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива». С образом Татьяны автор связал свое представление о народности.
Даже имя героини — Татьяна — указывает на это. Так обычно называли дворовых девок, а не барышень. На всю деревенскую природу Пушкин смотрит широко открытыми глазами героини.
В этом реализм и правда романа. Ольга же героиня любого романа, как признается сам автор. Ее образ не отличается ни оригинальностью, ни вдохновением. Это авторское отношение к сестрам также ставит на различные ступени эти два образа. В отличие от своей сестры, Татьяну не пленяли разговоры о моде, городских сплетнях.
Она много читала, романы ей заменяли все. Ее придуманный мир был ей намного милей, чем то, что окружало девушку в действительности. Образ Татьяны строится по принципу композиционного параллелизма: героиня и Онегин в начале романа и та же ситуация в конце действия. Татьяна изменилась, но, мне кажется, что виноват в этом не Онегин, отвергший ее любовь, а общество, которое диктует свои правила поведения. Неслучайно автор назовет Татьяну «законодательницей зал».
Об Ольге Пушкин говорит сравнительно мало. Из романа о ней вообще мало чего можно узнать. И это тоже один из способов охарактеризовать персонаж. Автору неинтересна эта героиня.
Такое ощущение, что она появляется лишь для того, чтобы быть предметом обожания романтического Ленского. Ведь, по сути, Ольга вообще не действует и не говорит в романе. Читатель узнает о ней сначала от влюбленного Ленского , затем из комментариев самого автора: …но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил… …Но надоел он мне безмерно. Последним об Ольге высказывается Онегин. Точка зрения автора и Онегина практически совпадают: В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне… Татьяна, напротив, активно действует на страницах романа. В отличие от образа Ольги, Татьяна наполнена жизнью. По ходу действия ее образ развивается, меняется. Вот какова героиня в главе восьмой: Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал?
Ольга же статична. Последнее упоминание о ней появляется в седьмой главе. После смерти Ленского автор ставит точку в образе Ольги. Этим он как бы дает понять, что она была нужна только до тех пор, пока был Ленский. Ведь только он наделял ее черты вдохновением и чувством.
И приговор автора Ольге безжалостен. Хотя, как мне кажется, в нем нет злорадства. Ведь целью романа Пушкин видел описание своих современников: Мой бедный Ленский! Изнывая, Не долго плакала она… Другой увлек ее вниманье…
Улан любим ее душою. Но почему Пушкин поставил Татьяну и Ольгу вместе, сделал в романе сестрами? Мне кажется, для того, чтобы еще четче подчеркнуть необыкновенность Татьяны, ее самобытность. Быть в той среде такой, какой была Татьяна, очень сложно.
Ее живой творческий ум не зачах в деревне, ее естественность не исчезла в столице. Все это достойно уважения и восхищения в Татьяне. А Ольга лишь тень, которая подчеркивает блеск солнца.