Социальное и личностное в конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов знаменит как творец одного произведения. Но настолько значительна роль его комедии «Горе от ума» в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов.

Их борьба с многочисленными и сильными противниками — дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы

жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии. Таким образом, содержание пьесы тесно связано с исторической действительностью, а основной ее конфликт — столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников — драматург сам мог наблюдать в жизни. В главном герое комедии писатель воплотил важнейшие качества передового человека своей эпохи.

В основе композиции произведения лежит прием антитезы — противопоставление Чацкого и старого московского общества, названного Грибоедовым

«фамусовским». Сам автор писал, что план комедии «прост и ясен по цели и исполнению; …в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим…». На первый взгляд может показаться, что главное в произведении — история неудачной любви Чацкого к Софье.

Действительно, эта сюжетная линия занимает в комедии значительное место. Она вводит зрителя в мир сердечных переживаний и чувств героев, придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии — общественная драма Чацкого. История несчастной любви к Софье и история его разрыва с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета пьесы. Любовь главного героя к Софье — чувство искреннее, горячее.

Он объясняется с ней при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувств можно судить по его словам о Молчалине, обращенным к Софье: Но есть ли в нем та страсть? То чувство?

Пылкость та? Чтоб, креме вас, ему мир целый Казался прах и суета? В своем чувстве к Софье Чацкий непосредственен, искренен, честен. В то же время, в отношениях с девушкой им движет не ум, а сердце, и иногда это ставит его в неловкое, даже смешное, положение.

Но от этого образ Чацкого только делается читателю ближе, правдивее. Герой — живой человек, а не отвлеченная схема положительного героя, никогда не ошибающегося. Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий, и почему их взаимоотношения потерпели крах? Образ этой ероини вызвал немало споров критиков. Одни считают, что она целиком принадлежит к фамусовскому обществу и по своим взглядам и поведению кровно связана с породившей и воспитавшей ее средой.

Другие доказывают, что Софья — человек лагеря Чацкого, но в силу сложных причин движется от этого лагеря к лагерю «староверов». Очень точно охарактеризовал Софью Гончаров в своей знаменитой статье «Мильон терзаний»: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке.

Личная драма главного героя проходит перед глазами зрителя, осложняя его общественную драму, все более ожесточая против дворянской Москвы. Вольномыслящий и свободолюбивый герой противопоставлен в комедии как отдельным личностям, так и всему фамусовскому обществу в целом. Главный его противник из лагеря дворян-крепостников — Фамусов.

Уже из первого действия становится ясно, насколько это разные люди. По большому счету, Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Также он пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно, а главное — поди-тка послужи». Он подкрепляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатерининских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — отвечает ему Чацкий фразой, позднее ставшей крылатой. Он презирает людей, готовых У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок.

Чацкий считает, что нужно служить делу, а не лицам, и одобряет тех молодых людей, которые «не торопятся вписаться в полк шутов». Этот герой защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным». Во ответ на это Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей и угрожает ему судом. Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москвичей, дворянским традициям, старым устоям жизни.

Этот богатый барин боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой его благополучия. На этого сторонника крепостнических взглядов и старой, лживой морали идет в наступление Чацкий, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний веку минувшему». Если Фамусов и Чацкий — люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий — ровесники, поэтому контраст между ними виден еще ярче.

Молчалин — соперник главного героя в любви. Однако, если бы он был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько, как горько теперь от сознания, что ему предпочли ничтожного человека. «Вон он, на цыпочках и небогат словами», — говорит Чацкий о скромном, наиграно вежливом и лицемерно-услужливом секретаре Фамусова. Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степеней известных». Способ достижения этой цели наиболее точно характеризует следующая цитата: Во-первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Нравственный облик Молчалина выглядит неприглядно. Когда его лицемерие по отношению к Софье открылось, он попросту струсил. Он униженно просил у нее прощения, но не потому, что чувствует свою вину, а потому, что может пострадать его карьера. «Молчалины блаженствуют на свете!» — с горечью восклицает Чацкий. Его возмущают практицизм и приспособленчество, лицемерие и подхалимство, возведенные Молчалиным в жизненный принцип, и, к сожалению, разделяемые многими представителями дворянского общества.

Кроме Фамусова и Молчалина, главному герою противопоставлены такие приверженцы старых правил, как полковник Скалозуб, мечтающий стать генералом; властная Хлестакова, типичная крепостница и мать-командирша; завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор» Загорецкий; болтливый и глупый Репетилов а также еще немало ярких представителей старого московского дворянства. Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских дворян непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкому противостоит общество невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий.

Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Александра Андреевича. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Кульминационный момент в пьесе наступает в IV акте последнего действия, где и личный, и общественный конфликт Чацкого тесно переплетаются между собой и приходят к логическому завершению.

Главный герой узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцен между Софьей, Мочалиным и Лизой. «Вот, наконец, решение загадки! — восклицает Чацкий. — Вот я пожертвован кому!» Но главного героя ждет еще последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к нему окончательное прозрение и разочарование. С огромной внутренней болью Чацкий произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни Софью, ни себя. Оба конфликта подводятся к развязке: столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным. И ум, и любовь принесли Чацкому только горе.

Он покидает Москву. Однако его бегство нельзя воспринимать как поражение. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей, — так определяет значение Чацкого И. А. Гончаров. — он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель. Но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва». Таким образом, Чацкий наносит первый удар фамусовскому обществу.

Да, он терпит поражение в любви. Но можно ли считать это поражением, если Софья была недостойна Чацкого, если она сама сделала выбор в пользу «фамусовщины»? Скорее всего, в проигрыше, в конечном счете, окажется именно она.

Да, Чацкий не смог дальше продолжать бессмысленный спор с приверженцами старых порядков, но это не значит, что он струсил и сбежал. Он достойно покинул дом Фамусовых, высказав всем в лицо, а не за спинами, свое отношение к ним. Гончаров писал, что в речах позднейших Чацких — борцов со старым, живущим во имя нового, развивающегося — будут слышны смысл и тон речей Чацкого.

Именно в этом и заключается бессмертие образа главного героя и актуальность комедии «Горе от ума» во все времена.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Социальное и личностное в конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»