Златовратский Н. Н. биография
ЗЛАТОВРАТСКИЙ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ , русский писатель. Родился 14 декабря 1845 во Владимире в семье письмоводителя канцелярии, предводителя дворянства — выходца из среды духовенства . В 1864 окончил Владимирскую гимназию, посещал землемеро-таксаторские классы. Участвовал в обмере земель во время Крестянской реформы 1861, в проведении которой активное участие принимал его отец, организатор общедоступной городской библиотеки . Помогая отцу, Златовратский приохотился к чтению, еще гимназистом познакомился с произведениями В. Г. Белинского, Н. А.
В 1866 работал корректором в газете «Сын отечества». В 1866-1884, дебютировав рассказом Чупринский мир, выступал
Также описывал жизнь рабочих стекольных заводов , типографских рабочих, крестьян, пришедших в столицу на заработки , 1876), городских низов . В 1872 после тяжелой болезни Златовратский вернулся во Владимир , работал над повестью Крестьяне-присяжные , выявившей характерную для него поэтизацию общинной жизни и мужицкой души, разрушаемых в пореформенной деревне, которую писатель живо, обстоятельно и тенденциозно описал в романе Устои. История одной деревни . Не лишенные справедливости упреки в идолопоклонстве перед народом не помешали широкому общественному резонансу «народоведческих» произведений Златовратского — как беллетристических , так и публицистических , в которых писатель подчеркивал стремление крестьянства и в «новых формах» сохранить «традиционные начала». Именно Златовратскому принадлежит введение в русскую культуру образа-символа деревенского эксплуататора и хама Колупаева и понятия «колупаевщины», «колупаевской революции», ознаменованной как появлением «грубого, грязного, утробного кулака» , так и пробуждением в терпеливом русском мужике духа бунтарства. «Мирским заступникам» из среды народников-семидесятников посвящена повесть Златовратского Золотые сердца с ее главным героем — интеллигентом-подвижником доктором Башкировым. В 1879 Златовратский стал одним из организаторов и редактором журнала «Русское богатство» . Увлечение идеями и стилем народных рассказов Л. Н. Толстого отразились в рассказах Златовратского Мои видения. Рассказ одного маленького человека , Как это было.
Мой маленький дедушка и Фимушка , Белый старичок , в которых действуют мужицкие правдоискатели, проповедующие «любовь да совет». При этом отторжение толстовской философии «непротивления злу насилием», ноты пессимизма, разочарования отчетливы в повестях о попытках интеллигента, искателя положительного идеала, сблизиться с народом: Скиталец , Барская дочь, Израильская жизнь , Безумец и др. Глубокий интерес к тяжкому повседневному существованию городских пролетариев как умственного , так и физического труда , их сомнениям, надеждам и борьбе привел писателя-народника к созданию образа рабочего-бунтаря, единственно способного осуществить идеалы христианского социализма, воплотить «царство Божие на земле… во имя братства, свободы и справедливости» . С 1890-х годов Златовратский активно выступал с публицистическими сочинениями в журналах «Семья и школа», «Вестник воспитания», участвовал в создании «Настольного энциклопедического словаря» братьев А. Н. и И. Н. Гранат.
С 1900-х годов посещал собрания «Сред» Н. Д. Телешова. В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в московской квартире писателя находился штаб одной из боевых дружин. В 1909 Златовратский был избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
Оставил воспоминания и автобиографические рассказы , литературные портреты , в которых дал яркий образ не только бурной и противоречивой эпохи формирования демократического сознания и просветительских поисков, но и самого себя, интеллигента-труженика, совестливого, скромного, общительного и щедрого . Умер Златовратский в Москве 10 декабря 1911.