Сценарий «ПАРАД ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»
Открытое внеклассное мероприятие по химии
» ПАРАД ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»
Задачи мероприятия: Закрепить полученные знания учащимися
На уроке химии по теме химические символы,
Ознакомиться с историей возникновения
Названий химических элементов, актуализировать
Знания учащихся о химических явлениях.
Оборудование: Карточки с древними символами химических элементов
Распечатанные головоломки, распечатанные загадки,
Лабораторная посуда для опытов, плакаты с первым, вторым
И третьим периодом периодической
Таблица химических элементов.
Сценарий мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Дмитрий Иванович Менделеев.
Я — великий русский ученый, энциклопедист, физик, химик, технолог, биолог и даже метеоролог. Я создал современную гидратную теорию растворов, уравнение состояния идеального газа, разработал технологию получения бездымного пороха, открыл периодический закон и предложил периодическую систему химических элементов. Вот именно о химических элементах мы с вами сегодня и поговорим.
И так с чего же все началось?
Первый ученик
Второй ученик : В средние века ученые знали 10 химических элементов:
7 металлов и
3 неметалла .
Первый ученик : Алхимики считали, что химические элементы связаны со звездами и планетами и присваивали им астрологические символы. Золото называлось Солнцем и обозначалось кругом с точкой посередине.
Второй ученик: Медь называлась Венерой. Символом этого металла служило » венерино зеркальце». . .
Первый ученик: Железо называлось Марсом, и, как полагается богу войны, обозначение этого металла включало щит и копье. .
Второй ученик : В 18 веке укоренилась система обозначения элементов в виде геометрических фигур — кругов, полуокружностей, треугольников, квадратов. Этот способ изображения химических веществ придумал английский ученый физик и химик Джон Дальтон. Вот примеры дальтоновских символов элементов. .
Д. И. Менделеев: Наконец, в 1814 году появились символы и названия химических элементов, которыми химики пользуются по сей день. Шведский химик Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой латинского названия элемента. Со многими элементами вы уже познакомились на уроках химии и сейчас мы проверим ваши знания.
Учитель проводит 1-ый конкурс «Головоломки».
Ребята, давайте попробуем отгадать, какие химические элементы здесь спрятались?
Первый ученик: А откуда же взялись названия химических элементов? Почему их так назвали?
Второй ученик : Многие названия отражают представления о функциях элементов в химических реакциях:
Водород — Н — » рождает воду»;
Кислород — О — » рождает кислоту».
Первый ученик: Есть названия элементов, обязанные собой цвету простых веществ и соединений:
Сера — S — от индийского «сира» — светло-желтый цвет;
Хлор — Cl — от греческого «хлорос» — зеленый;
Йод — I — от греческого » иодес» — фиолетовый.
Второй ученик : Названия «бром» Br и «осмий» Os означают «зловоние», «запах».
Первый ученик : Очень многие элементы имеют названия, происходящие от содержащих их минералов: бор В от «буры», кремний Si от «кремня», бериллий Ве от минерала «берилла», который более известен в виде изумруда или аквамарина, литий Li от «литос» — просто «камень».
Второй ученик: Географическое происхождение у символов натрия Na . Медь Cu .
Первый ученик : Элементы галлий Ga, германий Ge, скандий Sc, полоний Po, европий Eu, америций Am и многие другие названы в честь стран и частей света, где жили их первооткрыватели, городов и даже деревень, где они были найдены.
Второй ученик : Среди названий элементов можно найти имена богов и городов Древней Греции, которыми назвали элементы титан Ti, ниобий Nb, тантал Ta, прометий Pt, ванадий V в честь скандинавской богини весны Ванадис.
Первый ученик : Названия планет солнечной системы — элементы нептуний Np и плутоний Pu, уран U. Имя Солнца — гелий He от греческого » Гелиос» — солнце.
Второй ученик : Название элемента мышьяка As — забавное. Русское слово мышьяк образовалось от слова мышь: из мышьяка издавна делали отраву, чтобы избавиться от мышей.
Первый ученик : А какое название элемента самое неудачное? Считается, что это азот N. По гречески «а-зоос» означает безжизненный. Но этот газ присутствующий в атмосфере, вовсе не ядовит, он просто не пригоден для дыхания.
Учитель проводит второй конкурс » Загадки»
1. Я не горюю, а горю
И воду я вам подарю.
Пусть будет дождь,
И снег, и град-
Я натопить природу рад.
Д. И. Менделеев : Сейчас существует огромное количество химических элементов. И каждый из них занимает свое определенное место в периодической системе элементов. Это наш химический алфавит.
И так, на сцене парад химических элементов!
Первый ученик : В первом периоде, в первом ряду
Два знаменосца гордо идут:
У водорода — один электрон,
И возглавляет шествие он.
Гелий богаче. К чему слова,
Ведь у него электронов — два.
Второй ученик : Второй период — восемь персон,
Командует литий, последний неон.
За командиром бериллий и бор,
Углерод, азот, кислород и фтор.
Парад идет по своим законам:
Растет в ряду число электронов.
Первый ученик: Стройной колонною на парад
Идут элементы за рядом ряд.
Третий период — почти как второй,
Любой из восьми элементов герой.
За натрием — магний и алюминий,
Кремний, фосфор, сера и хлор, аргон.
А чьи электроны активней? Ясно и так.
О чем разговор.
Второй ученик : В четвертом периоде — рады стараться!
Кавалеристы. Их восемнадцать.
Рыцари славы, металлы удачи,
Сверкая доспехами, смело скачут.
Калий, кальций, скандий, титан,
Ванадий, хром, марганец…
Кто атаман?
Триада железа, медь и другие,
И неметаллы — друзья боевые:
Мышьяк, селен и бром. А криптон —
На правом фланге последний он.
Первый ученик : Пятый период похож на четвертый,
Идут элементы славной когортой.
Но вот за конными и пехотой
Тяжелых войск подступают роты.
Второй ученик: Период шестой, период седьмой —
По тридцать два танка на мостовой…
Д. И. Менделеев : В мире веществ хаоса нет.
Наука химия все одолеет!
» В каждой клеточке — элемент.
И это закон! — сказал Менделеев.
Учитель: Ребята! Давайте вспомним, что изучает наука химия? Назовите мне все признаки химической реакции
.
И так, вашему вниманию представляются » волшебные реакции»
)
Учитель: Ребята, наше представление подходит к концу. Мы видим, что вы знаете, любите химию и хорошо справились с конкурсами. И мы хотели бы принять всех участников нашей встречи в ряды юных химиков.
Я прошу вас всех встать и принять клятву.
Д. И. Менделеев читает клятву:
Клянемся два раза в неделю приходить в химическое царство, находящееся в кабинете № 212. — Клянемся!
Клянемся соблюдать правила техники безопасности при проведении практических и лабораторных работ. — Клянемся!
Клянемся получать по предмету химия оценки отлично
И хорошо. — Клянемся!
Клянемся внимательно слушать учителя химии и выполнять все его указания. — Клянемся!
Клянемся быть дружными и трудолюбивыми — Клянемся!
Приложение.
Конкурс » Головоломки»
Р
О
Д
Н
И
Й
О
Р
О
М
О
Конкурс » Загадки»:
Я не горюю, а горю
И воду я вам подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град —
Я натопить природу рад.
Я коварный поджигатель
Вы огня хотите — нате!
Я всесильный окислитель
Если только дров дадите.
Вы со мной уже встречались —
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода
Вместе с ним даю я воду.
Я светоносный элемент
Я спичку вам зажгу в момент,
Сожгут меня и под водой Оксид мой станет кислотой.
Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
У меня дурная слава
Я известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит.
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне, ставят памятник за это
И знают имя мое — …
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руку, дождь, тельца, руно,
Сечение и линий середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я — металлов царь!
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Сижу на кухне я без срока —
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я….
Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад
Я уже пылал в костре,
Освещая интерьер
Первобытных их пещер.
И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе… Если мягким быть решу, —
То в тетради я пишу.
Такова друзья природа элемента…
Химические опыты.
1 опыт. Темно-серая «змея».
В тарелку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре делают углубления и помещают туда смесь из 2г. питьевой соды и 13г. сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, сода разлагается с выделением углекислого газа.
Из массы выползает толстая темно-серая «змея».
2опыт. «Несгораемый платок».
Носовой платок надо намочить в воде, слегка отжать, пропитать этиловым спиртом. Взять платок щипцами и поднести к длинной лучине с огнем. Спирт вспыхивает и создается впечатление, что платок горит.
Горение скоро прекратится, а платок останется невредим.
3 опыт. Исцеление «раны».
Ученику протирают руку ваткой смоченной в растворе хлорида железа трехвалентного, затем берут тупой нож, опускают в раствор роданистого калия и проводят по руке, обработанной хлорным железом. В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появится красная полоса, похожая на кровь. Затем тампоном ваты, смоченным в растворе фтористого натрия, проводят по «порезу». «Ранка» исчезает.
4 опыт. Извержение «вулкана».
На асбестовую пластинку горкой насыпают две чайные ложки бихромата аммония. Горку поджигают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением.
5 опыт. Облако из колбы.
В большую колбу насыпают кристаллический карбонат натрия слоем 1-2 см. и осторожно наливают водный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой перекрыл кристаллы на 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливают немного концентрированной соляной кислоты. Из колбы валит густой белый дым и медленно сползает на пол.