Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» стал ценным вкладом в сокровищницу мировой классической литературы. Это произведение имеет большой объем, его отличает протяженность во времени , в центр внимания читателей автор ставит исторические факты , героями являются реальные исторические личности. Меня же больше привлекают в романе вымышленные персонажи, главные и второстепенные, положительные и отрицательные.
Причем каждый персонаж довольно реалистичен. Рисуя отдельные образы, Толстой выделяет какую-то индивидуальную черту героя,
Она смеется, и «черные глаза блестят из-под локонов». Героиня восторгается, и «глаза сияют, взгляд становится ласковым». Наташа в первый раз
После смерти князя Андрея глаза Наташи полны горя, но когда она смиряется с неизбежными трагическими потерями , в «ее глазах светится довольство — жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости…» И, наконец, после замужества глаза Наташи излучают счастье и любовь к семье. Так Толстой раскрывает все движения души своей героини , ее побуждения, ее чувства, ее мысли через описание взгляда, глаз. В Пьере Безухове Толстой выделяет другую черту; его неуклюжесть и массивность. Обратимся к первому знакомству с этим героем на страницах романа. «Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головою, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…» И далее: «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное…» Толстой еще и еще раз подчеркивает его неуклюжесть и неловкость: «Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел…», «Массивное тело Пьера заполняло всю комнату…», «Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не был так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину…», «В этом большом, толстом человеке чувствовалась сила…».
Но после плена Пьер возвращается совершенно другим человеком, его неуклюжесть не исчезает, а как бы отходит на второй план. Духовные качества, обретенные в условиях лишений, заслоняют собой всю неловкость Пьера. Семейное счастье с Наташей заслоняет прежние внешние черты: «Пьер был в детской и держал на своей огромной правой ладони проснувшегося грудного сына и тетешкал его…» Теперь уже никто не обращает внимание на массивность его тела, «Пьеру были рады все, как человеку, всегда оживлявшему и сплочавшему всякое общество». Автор, подчеркивая толщину Пьера в начале романа, показывает этим, насколько тот не вписывается в столичное светское общество.
Он неуклюж, неловок, совершенно не умеет и не знает, как себя вести в свете. И с изменением характера, мировоззрения, душевных черт героя эта толщина становится достоинством Безухова . Портретная характеристика играет огромную роль в романе: Кутузова Толстой рисует пухлым, сутуловатым и тяжеловесным; князя Андрея Болконского — сухим, с правильными чертами лица; Наполеона — оплывшим жиром и обрюзгшим. Портретная характеристика предваряет описание черт характера героя и его поступков, а также в портрете явственно заметна авторская оценка персонажа. Через внешность Толстой показывает и душевные изменения, порывы героев. Пьер благодаря такой портретной характеристике выглядит вполне живым и естественным персонажем, со всеми достоинствами и недостатками.
Глаза Наташи открывают читателю путь в ее душу. Сухость Андрея подчеркивает суровость и бескомпромиссность его натуры. Я считаю, что портретные характеристики персонажей делают роман Толстого по-своему неповторимым и приближают героев к читателю, показывают стремление каждого из них быть в гармонии с собой и внешним миром.
Поэтому читатель так сживается со всеми персонажами, сопереживая им и волнуясь за их судьбу.