Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В. Г. Белинский по праву назвал роман «энциклопедией русской жизни». В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин отделил автора от главного героя.

Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами. И мироощущение автора отличается от мироощущения его героев. Поэт в романе поднимает множество проблем: положение человека в обществе,

влияние исторических условий на личность, несчастная любовь, смысл жизни. Особое своеобразие роману придают лирические отступления, в которых автор выражает свое отношение к событиям и героям, а также философствует на различные темы.

На мой взгляд, в лирических отступлениях Пушкин подчеркивает духовную близость себя и главного героя произведения: «Онегин — добрый мой приятель», «Татьяна милый идеал». Размышления автора — в первую очередь внесюжетный элемент, с помощью которого повествователь обращается к читателю со страниц книги, при этом определенные идеи высказываются непосредственно, а не от

лица какого-нибудь персонажа. В «Евгении Онегине» насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок. Для романа, который сам автор называл «свободным», очень важна именно такая форма общения с читателем, так как создается ощущение непринужденного разговора на самые разные темы. Так, Пушкин размышляет о любимом занятии — литературе, о желании писать в прозе.

Я считаю, лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина — человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: «Онегин» — самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы». В лирических отступлениях поэт поднимает насущные проблемы его современности, а также обращается к вечным, человеческим вопросам. Чаще всего это связано с любовью: Любви все возрасты покорны; Но юным девственным сердцам Ее порывы благотворны, Как бури внешние полям.

В дожде страстей они свежеют, И обновляются, и зреют — И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод. В другом отступлении Пушкин пишет о романтических литературных героях, которым автор дает свою, особую характеристику: Лорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм. Поэт обращается и к современному ему обществу, в котором много зависти, наигранности и жестокости.

Нередко какая-нибудь нелепость в этом обществе может послужить причиной смерти или убийства человека: Враги! Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно… Не засмеяться ль им, пока Не обагрилась их рука, Не разойтиться ль полюбовно?.. Но дико светская вражда Боится ложного стыда.

Пушкин отказывается от традиционного вступления с обращением к музе, но есть что-то похожее на это в конце седьмой главы: Да, кстати, здесь о том два слова: Пою приятеля младого И множество его причуд Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! Язык лирических отступлений отличается живостью, простотой и выразительностью, что, на мой взгляд, создает непосредственность и дружелюбность по отношению к читателю и героям романа. Через язык повествования автор выражал свое отношение к персонажам. Так, в первой главе, знакомы читателя с Онегиным, Пушкин применил стиль светской речи с ее особенностью «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». Он пользовался французскими, английскими словами, с усмешкой рассказал о воспитании Онегина, о его образовании.

Характеризуя тонкую и впечатлительную натуру Ленского, автор использовал романтическую лексику: «Он с лирой странствовал на свете», «поэтическим огнем душа воспламенилась в нем». Совершенно по-иному автор описывает свою любимую героиню Татьяну. Особая ласка и теплота звучат в его словах. Эпитет милая употребляется очень часто: «Я так люблю Татьяну», «Татьяна, милая Татьяна», «и меркнет милой Тани младость».

Также, описывая ее образ, повествователь использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «прелестным пальчиком писала», «голосок звучит». Рассказывая о любви девушки, поэт украшает строки эпитетами и метафорами, подчеркивая ее душевные волнения: «пьет, обольстительный обман», «ланиты мгновенным пламенем покрыты». Таким образом, различные художественные и стилистические средства удачно использованы Пушкиным для выражения своего отношения к героям и для более точной их характеристики. Таким образом, можно говорить о том, что автор в романе предстает как человек образованный и мудрый.

Он глубок и внимателен к проблемам современного ему общества. Его высказывания настолько ярки и выразительны, что впоследствии стали афоризмами . Автор часто сопереживает своим героям, и он не равнодушен к их судьбам. Я думаю, «Евгений Онегин» — удивительное произведение, поскольку оно не было похоже на другие ни своей формой, ни содержанием.

Особенность романа в его содержательности и актуальности как для века девятнадцатого, так и для наших дней.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»