Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
«Белая гвардия» М. А. Булгакова — роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны. В центре повествования находится семья белогвардейцев Турбиных. Их квартира — это теплый, уютный дом, где собираются друзья. В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России. Турбины очень растеряны в атмосфере новой эпохи.
Они до сих пор остаются преданными Николаю II, с готовностью принимают слух о том, что государь все-таки жив. Все Турбины — очень
Именно поэтому Турбиным и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в России. Алексей Турбин — один из офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или невольно
Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга. Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство руководит поведением героев. Противопоставлен честным и порядочным Турбиным муж Елены Сергей Тальберг.
При первой же возможности этот человек бежит вместе с немцами из России, бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» Также семье Турбиных противопоставлены их соседи Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды понятия чести и достоинства.
Единственное, что заботит их, — собственное спокойствие и достаток. Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь бы выгородить самих себя. Перед Василием Лисовичем и его женой Вандой никогда не стояла проблема нравственного выбора, они могут приспособиться к любым условиям. В своем произведении Булгаков явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной, мирной жизни.
Но у героя этого не получается. Семья Турбиных не смогла стоять в стороне во время гражданской войны. Ведь долг каждого белого офицера — воевать до последнего за свою страну, за своего царя. Алексей и Николка подчиняются этому чувству долга.
Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром Най-Турсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера. Можно сказать, что перед семьей Турбиных практически не стояла проблема нравственного выбора. Эти люди были воспитаны так, что не могли поступать иначе. В их крови от рождения были заложены понятия чести, долга, достоинства.
Никакая, даже смертельная, опасность не смогла бы заставить их изменить своим морально-нравственным принципам. Но трагедия русской интеллигенции и их морального выбора заключается в том, что эти люди не смогли увидеть обреченность монархического строя в России. Они боролись, переживали, страдали за старую, прежнюю Русь, которую уже не вернуть.
И не надо возвращать отжившее, жизнь должна двигаться вперед. Булгаков, безусловно, далеко не в восторге от большевистских идей. Но, думаю, писатель видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей. По его мнению, интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо примириться с советской властью. Однако при этом важно сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию.
Желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов. Но Турбины и другие лучшие представители интеллигенции расценивали это примирение как пренебрежение своими нравственными принципами. Поэтому они боролись до конца и проиграли. Но за что они боролись? В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и болезненно стоит проблема нравственного выбора.
Каждый из героев произведения принимает внутри себя решение, соответственно которому он будет в дальнейшем жить и действовать. Кто-то поступается своей совестью ради жизни, а кто-то — своей жизнью ради совести. На мой взгляд, Булгаков стоит на стороне лучших представителей белой гвардии. Он с горечью замечает, что эти люди уходят в прошлое, вместе с прежней Россией.
На их место приходят люди новые, со своей философией и иным взглядом на мир.