Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.
Д. И. Фонвизин
24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Придавая комедии большое общественное значение, Фонвизин сам был и режиссером. Роль Стародума он отдал крупнейшему русскому актеру Ивану Дмитровскому, роль Правдина сыграл талантливый артист Плавильщиков.
Премьера комедии «Недоросль» стала триумфом идей русского дворянского Просвещения. Театр был полон, публика
В историю вошли слова, будто бы сказанные им автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
Центром спектакля стал Стародум. Его речи находили отклик у передовых людей того времени. Стародум, Правдин, Милон разъясняли зрителям, что означает истинный Патриотизм в нашем Отечестве.
Не слепо подчиняться государственной власти, не льстить монарху и его окружению, а честно исполнять свой долг. О, как презирал Стародум льстецов! «Льстец есть тварь… Все его стремление к тому, чтоб сперва
Когда же была объявлена война, граф остался дома, а Стародум поспешил на фронт, чтобы заслужить звание дворянина, данное ему от рождения. О его героизме на фронте говорили многочисленные раны, а также уважение солдат и офицеров, но чином он был обойден. В тот момент Стародум был так оскорблен, что «тотчас взял отставку». Теперь же, вспоминая об этом, он приходит к выводу, «что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
Вот если бы нынешние чиновники помнили об этом!
В просветительских убеждениях Фонвизина важное место занимает мысль о должностях. В «Недоросле» утверждается, что все люди, живущие в обществе, связаны друг с другом исполнением своих должностей. Должность — «это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим».
Общество разделено на сословия, у каждого сословия свои должности, свои обязанности, но у дворян они наибольшие. Дворянин обязан помнить, что есть люди, которым надо помогать; есть Отечество, которому надо служить. «Степени знатности, — говорил Стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества». Самый большой господин в государстве — монарх.
К нему, значит, надо предъявлять и самые высокие требования.
Правдин глубоко убежден в справедливости и просвещенном характере екатерининского самодержавия. Он прибыл, чтобы исполнить его волю: взять под опеку имение Простаковых. То же самое ожидает и Скотининых. Эти помещики, развращенные неограниченной властью, превратили своих крестьян в тягловый скот и еще более скотоподобными стали сами.
Финал комедии — это своего рода рекомендация Фонвизина Екатерине вмешаться в отношения помещиков и крестьян, ограничить помещичий произвол. Однако история царствования Екатерины не знает примера, чтобы правительство брало в опеку чье-либо поместье. Поэтому Стародум ближе Фонвизину, чем Правдин. Стародум противопоставляет Екатерине Петра I: именно Петр официальным указом ввел опеку правительства над имениями помещиков-тиранов, а Екатерина сознательно этот указ не выполняла. На предложение Правдина служить при дворе, чтобы лечить общественные болезни, Стародум отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно.
Тут врач не пособит, разве сам заразится».
Идеал фонвизинского гражданина выражен в очень простой формуле — честный человек. Честным может быть человек любого сословия. Если для Простаковой Цифиркин — слуга, то для Стародума он человек, заслуживающий уважения. На вопрос Правдина, сколько ему должны за обучение Митрофана, Цифиркин отвечает: «Мне?
Ничего». Даже Простакова признается, что за двухлетнее обучение Митрофана Цифиркину заплатили только десять рублей. Цифиркин с достоинством отвечает: «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года, мы и квиты». Он не желает брать денег за то, в чем не добился успеха. Стародум видит перед собой еще одну родственную душу.
Сам-то он тоже когда-то «отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов», зато сохранил свою душу, свою честь, свои правила.
Честность, добронравие надо воспитывать с детства. Вот почему тема воспитания проходит через всю пьесу. Какой гражданин может вырасти из Митрофанушки?! А ведь он от природы далеко не глуп, всему виной воспитание.
И дело не в том, что он азов наук не знает. В нем нет ни капли «благонравия», то есть доброты. А Стародум убеждает нас в том, что «главная цель всех знаний — благонравие».
Некоторые считают, что Правдин и Стародум — резонеры, что их реплики чересчур длинны и скучны, что Милон и Софья — слишком идеальные герои: в жизни таких не бывает, автор их выдумал. Ничего подобного! Тогдашние зрители узнавали в лучших героях Фонвизина многих своих современников. А Стародум как будто сошел со страниц пьесы и стал соратником Фонвизина, Новикова, Крылова и других русских просветителей.
Мудрые советы Стародума, «друга честных людей», вполне могут пригодиться и сегодня. У Е. Евтушенко есть строки, с которыми не очень хочется соглашаться :
Государство, ты всегда холопство, барство, Царство лести, доносительство, вражда. Чувство Родины и чувство государстваНе сольются в человеке никогда.
Если бы выполнялись советы Стародума, то «чувство Родины и чувство государства» никогда не противоречили бы друг другу.