Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Д. И. Фонвизин

24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Придавая комедии большое общественное значение, Фонвизин сам был и режиссером. Роль Стародума он отдал крупнейшему русскому актеру Ивану Дмитровскому, роль Правдина сыграл талантливый артист Плавильщиков.

Премьера комедии «Недоросль» стала триумфом идей русского дворянского Просвещения. Театр был полон, публика

аплодировала «метанием кошельков». Первым кошелек, наполненный золотом, бросил на сцену Дмитровскому сам Потемкин.

В историю вошли слова, будто бы сказанные им автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

Центром спектакля стал Стародум. Его речи находили отклик у передовых людей того времени. Стародум, Правдин, Милон разъясняли зрителям, что означает истинный Патриотизм в нашем Отечестве.

Не слепо подчиняться государственной власти, не льстить монарху и его окружению, а честно исполнять свой долг. О, как презирал Стародум льстецов! «Льстец есть тварь… Все его стремление к тому, чтоб сперва

ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть начнет». В молодости Стародум подружился как — то с одним графом, любившим говорить о чести и долге перед государством.

Когда же была объявлена война, граф остался дома, а Стародум поспешил на фронт, чтобы заслужить звание дворянина, данное ему от рождения. О его героизме на фронте говорили многочисленные раны, а также уважение солдат и офицеров, но чином он был обойден. В тот момент Стародум был так оскорблен, что «тотчас взял отставку». Теперь же, вспоминая об этом, он приходит к выводу, «что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».

Вот если бы нынешние чиновники помнили об этом!

В просветительских убеждениях Фонвизина важное место занимает мысль о должностях. В «Недоросле» утверждается, что все люди, живущие в обществе, связаны друг с другом исполнением своих должностей. Должность — «это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим».

Общество разделено на сословия, у каждого сословия свои должности, свои обязанности, но у дворян они наибольшие. Дворянин обязан помнить, что есть люди, которым надо помогать; есть Отечество, которому надо служить. «Степени знатности, — говорил Стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества». Самый большой господин в государстве — монарх.

К нему, значит, надо предъявлять и самые высокие требования.

Правдин глубоко убежден в справедливости и просвещенном характере екатерининского самодержавия. Он прибыл, чтобы исполнить его волю: взять под опеку имение Простаковых. То же самое ожидает и Скотининых. Эти помещики, развращенные неограниченной властью, превратили своих крестьян в тягловый скот и еще более скотоподобными стали сами.

Финал комедии — это своего рода рекомендация Фонвизина Екатерине вмешаться в отношения помещиков и крестьян, ограничить помещичий произвол. Однако история царствования Екатерины не знает примера, чтобы правительство брало в опеку чье-либо поместье. Поэтому Стародум ближе Фонвизину, чем Правдин. Стародум противопоставляет Екатерине Петра I: именно Петр официальным указом ввел опеку правительства над имениями помещиков-тиранов, а Екатерина сознательно этот указ не выполняла. На предложение Правдина служить при дворе, чтобы лечить общественные болезни, Стародум отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно.

Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Идеал фонвизинского гражданина выражен в очень простой формуле — честный человек. Честным может быть человек любого сословия. Если для Простаковой Цифиркин — слуга, то для Стародума он человек, заслуживающий уважения. На вопрос Правдина, сколько ему должны за обучение Митрофана, Цифиркин отвечает: «Мне?

Ничего». Даже Простакова признается, что за двухлетнее обучение Митрофана Цифиркину заплатили только десять рублей. Цифиркин с достоинством отвечает: «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года, мы и квиты». Он не желает брать денег за то, в чем не добился успеха. Стародум видит перед собой еще одну родственную душу.

Сам-то он тоже когда-то «отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов», зато сохранил свою душу, свою честь, свои правила.

Честность, добронравие надо воспитывать с детства. Вот почему тема воспитания проходит через всю пьесу. Какой гражданин может вырасти из Митрофанушки?! А ведь он от природы далеко не глуп, всему виной воспитание.

И дело не в том, что он азов наук не знает. В нем нет ни капли «благонравия», то есть доброты. А Стародум убеждает нас в том, что «главная цель всех знаний — благонравие».

Некоторые считают, что Правдин и Стародум — резонеры, что их реплики чересчур длинны и скучны, что Милон и Софья — слишком идеальные герои: в жизни таких не бывает, автор их выдумал. Ничего подобного! Тогдашние зрители узнавали в лучших героях Фонвизина многих своих современников. А Стародум как будто сошел со страниц пьесы и стал соратником Фонвизина, Новикова, Крылова и других русских просветителей.

Мудрые советы Стародума, «друга честных людей», вполне могут пригодиться и сегодня. У Е. Евтушенко есть строки, с которыми не очень хочется соглашаться :

Государство, ты всегда холопство, барство, Царство лести, доносительство, вражда. Чувство Родины и чувство государстваНе сольются в человеке никогда.

Если бы выполнялись советы Стародума, то «чувство Родины и чувство государства» никогда не противоречили бы друг другу.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»