Проанализировать и сопоставить стихотворения Ф. И. Тютчева “Предопределение” и Н. А. Некрасова “Я не люблю иронии твоей…”

Тема любви – одна из самых традиционных в мировой и русской поэзии. Художники слова в разные эпохи “рассматривали” это чувство со всех сторон, анализировали все его оттенки, нюансы – и создали своеобразную мировую “энциклопедию любви”. Значительный вклад в ее создание внесли такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Им обоим принадлежат циклы стихотворений, посвященные любимой женщине. У Тютчева это “денисьевский цикл”, посвященный Е. А. Денисьевой, у Некрасова – “панаевский цикл”, посвященный А. Я. Панаевой.

Мы

знаем, что любовь обоих поэтов не была полностью счастливой – она сопровождалась различными внешними трудностями, внутренними противоречиями и имела печальный финал. Однако каждый из поэтов по-своему осмыслял собственную историю любви, делал свои, сугубо индивидуальные выводы. Так, в стихотворении Тютчева “Предопределение” поэт рассуждает о сущности любви.

В его понимании, это не только огромная радость и счастье, как обычно принято считать: Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье… По мнению Тютчева, в любовном чувстве, помимо слияния,

всегда присутствует противоборство двух любящих сердец – “поединок роковой”. Важно, что в первой строфе, которая является своеобразной водной частью в стихотворении, поэт несколько раз повторяет эпитет “роковой”.

Для него любовь двух людей предопределяется свыше, судьбой или Богом, и поэтому все, что происходит между двумя любящими, – тоже предопределено. Это значит, что человеку нужно смириться с этим, как бы больно это порой ни было. Вторая часть стихотворения развивает этот тезис Тютчева: И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец… В этой любовной борьбе есть, как это ни печально, проигравший.

Им становится тот, кто больше любит, кто полностью отдает себя другому человеку. Участь такого “нежного сердца” – “изныть”, то есть измучиться, страдать, печалиться, но не иметь возможности что-либо изменить, потому что все предопределено роком. Таким образом, любовь у Тютчева приобретает космическое значение – любовь у него является поединком между человеком и высшими силами.

Результат этого поединка заранее известен, поэтому он носит трагический оттенок. Однако человеческая природа такова, что человек не может не вступать в эту борьбу. Стихотворение состоит их 2-ух пятистрочных строф и написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и видоизмененными клаузулами.

Это позволяет поэту снизить “жизнерадостность” и “бодрость” произведения, но создать ощущение поединка, борьбы человека и рока. “Жесткое” сочетание шипящих, звонких согласных и звука “р” в стихотворении также способствуют созданию этого эффекта – грозной, очень серьезной борьбы: И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея… В синтаксическом плане стихотворение отличает большое количество многоточий . Поэт создает ощущение высокого эмоционального накала, большой взволнованности своего лирического героя, который является участником этого “рокового поединка”. Он понимает всю его трагичность и страдает от этого – видимо, он причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ситуацию не может.

Ведущим эпитетом в стихотворении является эпитет “роковой” – он передает основную мысль произведения. Кроме того, здесь есть метафоры , другие эпитеты . В центре стихотворения Некрасова “Я не люблю иронии твоей” также драматическая, печальная ситуация – угасание любви. Стихотворение сюжетно – оно о свидании двух любящих друг друга людей, предчувствующих скорый разрыв.

Именно от этого, неясного пока, охлаждения и ирония лирической героини, которая упоминается уже в начале произведения. Однако чувства еще живы – это понимает и лирический герой, который ведет мысленный диалог со своей возлюбленной. Он видит: “Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты…”; чувствует, что “Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…” Однако – развязка неизбежна. Ее объяснению, описанию посвящена последняя строфа стихотворения: И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…

Здесь чувства людей сравниваются с природным явлением – бурной рекой осенью. Тем самым Некрасов утверждает единство человека и природы, подчинение человека законам Вселенной. Он уверен, что перед концом чувства “кипят сильнее”, однако это своеобразная агония перед смертью, ведь “в сердце тайный холод и тоска”. Понимая неизбежный конец, герой испытывает тоску и печаль. Ведь он помнит, как горячо было чувство, как много он пережил вместе со своей любимой женщиной.

И от этого – ему невыносимо слышать иронию в ее голосе, которая указывает на остывающее чувство: Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,- Нам рано предаваться ей! Композиционно стихотворение делится на три части . Каждая из них – описание разных этапов чувств героев: первая строфа – нежная любовь, окрашенная горьким предчувствием разлуки, вторая строфа – описание “прошлой” любви, третья – чувства героев, ведущие к разрыву. По форме стихотворение представляет собой “внутренний диалог” лирического героя. Вообще, стихотворение очень “личностное” – здесь проявляется характер не только героя, но и лирической героини, вычленяются детали их внутреннего облика.

Так, героиня резка и иронична, но, в то же время, нежна и застенчива. Герой более рассудителен и спокоен, чем его любимая, возможно, более меланхоличен и созерцателен. В произведении присутствует большое количество эпитетов: “застенчиво и нежно продлить”, “горячо любившим”, “ревнивые тревоги и мечты”, “кипят мятежно”, “тайный холод и тоска”. Присутствуют здесь и метафоры: “отжившим и не жившим”, “остаток чувства”, “кипят тревоги и мечты”, “не торопи развязки”, “кипим сильней”. Кроме того, стихотворение завершает сравнение, в котором содержится суть всего произведения – сравнение остывающей любви с бурной осенней рекой: “Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…” В синтаксическом плане стихотворение отличает наличие восклицательных предложений и многоточия в финале.

Все эти знаки передают взволнованное состояние лирического героя, испытывающего боль от осознания приближающегося конца. Сочетание шипящих и свистящих согласных с сонорным “р” в последней части создает ощущение “бурления”, но, в то же время, ощущение остывания, леденящего холода: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями и дополнительными ударными слогами, что позволяет создать ощущение бурного движения реки – последнего кипения чувство героев. Таким образом, любовь в понимании Тютчева и Некрасова – это неизбежное сочетание радости и страдания, душевной боли. В сознании Тютчева такая природа любви ниспослана человеку свыше – на земле человек вынужден страдать, такова его доля. Некрасов считает любовь, как и все другие стороны человеческой жизни, частью жизни природы.

Именно поэтому чувства подчиняются законам природы, имеют свое начало и конец, как и все в мире. В стихотворении Некрасова образ лирической героини выведен более четко, чем у Тютчева. Для героя Некрасова идеалом является нежность и скромность его возлюбленной. Для героя Тютчева – полная отдача себя, трагическая покорность судьбе, жертвенность.

Оба виртуозные мастера слова, Тютчев и Некрасов используют большое количество художественных средств в стихотворениях. Так, главным лексическим средством у Тютчева является метафора, Некрасов же обогащает свое стихотворение большим количеством эпитетов, использует он так же метафоры и сравнение. В синтаксическом плане Тютчев, как более “философский” художник, использует многоточие. Так он передает горестные, но несколько созерцательные размышления своего героя.

Герой Некрасова более эмоционален – на это в стихотворении указывают восклицательные знаки. Кроме того, оба художника используют звуковые средства для более полного и “зримого” впечатления, передачи настроения героев. В тех же целях и Тютчев, и Некрасов мастерски применяют ямб, сочетая его с пиррихиями и дополнительными ударениями




Женский образ в повести куприна олеся.
Сейчас вы читаете: Проанализировать и сопоставить стихотворения Ф. И. Тютчева “Предопределение” и Н. А. Некрасова “Я не люблю иронии твоей…”