Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. Некрасова
Венцом творчества Некрасова является его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение было в то время новым и неожиданным, подобных которому еще не существовало в русской литературе. Глеб Успенский писал о том, что Некрасов много думал над поэмой, надеясь создать поистине «народную книгу», то есть книгу о народе и для народа.
Именно
В прологе мы знакомимся с семью крестьянами из семи различных деревень, названия которых прекрасно отражают те условия, в которых жили бедняки России. Первая часть подробно описывает своеобразный поход героев за истиной. Крестьяне встречают большое количество людей, которые
Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. В части «Крестьянка» автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой русской женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что «не дело — между бабами счастливую искать!».
Часть «Последыш» посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Заключительная часть поэмы называется «Пир на весь мир». Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем счастливого, с точки зрения Некрасова, человека — Гришу Добросклонова. В заключение звучит и песня Гриши «Русь» — гимн родной стране и ее великому народу.
По стилю поэма очень близка к произведениям устного народного творчества. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Первые две строчки здесь — зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок, в прологе — сказочный эпизод с пеночкой, которая дает мужикам «скатерть самобранную».
Сам ритм поэмы близок к ритму стихотворных произведений русского фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, которые употребляются в фольклоре: уменьшительно-ласкательные — хлебушко, соловушко, солнышко; деепричастия на — учи, — ючи — играючи, измаючи; много постоянных эпитетов , В характеристике героев важное место занимает портрет. Вот, например, описание Якима Нагого: Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука — кора древесная, А волосы — песок. Якима, таким образом, невозможно отделить от земли русской, земля для крестьянина — кормилица, но для того чтобы собрать с нее хоть какой-нибудь урожай, он должен затратить огромные силы.
Тяжела крестьянская доля. И даже в таких условиях Яким находит деньги для того, чтобы купить сыну картиночки. Спасая эти картинки во время пожара, герой не успевает забрать из избы накопленные за всю жизнь 35 целковых, и они сплавляются в один комок, за который крестьянину дают 11 рублей. Все эти картинки Яким повесил в новую избу. «Есть и новые», — сообщает он Веретенникову.
Так Некрасов констатирует стремление народа к прекрасному, к искусству. Характер героев раскрывается и через их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители других классов иначе выражают свои мысли. Так, в речи попа встречаются церковные слова и обороты, речь помещиков гладкая и потому менее выразительная. Значительное место в поэме занимают сатирические описания представителей господствующего класса.
Они противопоставлены истинным русским людям — простым крестьянам. Так, смешным и жалким предстает перед нами Утятин, сватающий за семидесятилетнюю вдову Терентьевну шестилетнего Гаврилу Жохова, заставляющий крестьян пересушивать абсолютно сухой стог сена… Помещики в поэме изображены как умирающий, доживающий свое класс. «Кому на Руси жить хорошо» — поэма, значение которой сложно переоценить. В ней развернута такая картина народной жизни, каких мало в русской и мировой литературе.
И поэтому поэма считается вершиной творчества, главным трудом всей жизни Некрасова.