Основные мотивы в лирике А. А. Фета
Что такое мотив? Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта и его любви.
Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке. Мы рассмотрим
Первое, что мы рассмотрим, — это мотив огня в творчестве А. А. Фета, который является одним из главных мотивов в стихотворениях рассматриваемого нами поэта. Под огнем мы подразумеваем луну, закат, зарю, лампу, костер и звезды, а также все то, что у нас ассоциируется с мотивом огня. Этот мотив не случайно столь часто встречается
В этом стихотворении А. А. Фет сравнивает себя с огнем, но не как со стихией, а с «огоньком» — частичкой всего огня, то есть Фет — одинокий маленький человек среди всего человечества. Вторая и четвертая строки стихотворения отличаются от первой и третьей — они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как «о», «л» и «и», что означает нежность, печаль, тоску, какие-то мягкие вещи, и в то же время боязнь. Строки уже из другого стихотворения А. А. Фета рисуют нам похожую картину: …Вдали огонек одинокий Трепещет под сумраком липок; Исполнена тайны жестокой Душа замирающих скрипок…
Здесь «огонек» представлен маленькой частичкой чего-то большого и страшного, но эта частичка скорее нас не пугает, а, наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие звуки стихотворения — «о», «е», «к», что дает нам право судить о легких, печальных и ленивых действиях. Это чувство еще более утверждается в нашем сознании, когда мы видим слово «скрипка», ведь при игре на скрипке особо хорошо получаются заунывные и печальные произведения, и, может быть, поэтому у нас возникает мысль о чем-то грустном и плачущем. А в данных строках «скрипка» представлена нам с очень красивым и печальным эпитетом: «замирающая».
В этой строфе перед нами предстает картина одиночества . Но когда мы говорим о мотиве огня, мы подразумеваем не только огонь в виде костра, но и огонь свечи, лампы. Мотив свечи у А. А. Фета связан с гаданием. И это не случайно. Ведь мерцание свечи представляет собой изображение жизни человека: пока горит свеча — жив человек.
Вспомним слова Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети» перед смертью: «Дуньте на умирающую лампаду, пусть она погаснет». Смысл этих слов можно понять как то, что Базаров, будучи «умирающей лампадой», хотел умереть, чтобы дальше не мучиться. Но вернемся к стихотворениям Фета: …Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела, В два ряда свет — и таинственным трепетом Чудно горят зеркала… В этих строках огонь окутан таинственной пеленой, ведь все происходит во время гадания, когда сближаются и, может быть, соединяются два мира: мир земной и мир небесный. Для Фета границей этих двух миров является круг, мотив которого не был чужд для поэта.
С точки зрения эвфонии в этой строфе преобладают звуки «е», «з» и «а», что передает нам нежные, мягкие вещи, а также внезапный страх, вызываемый гаданием. И другое стихотворение, где присутствует мотив свечи, связано с гаданием: …Помню я: старушка няня Мне в рождественской ночи Про судьбу мою гадала При мерцании свечи… В этом четверостишии таится что-то странное и непознанное.
Складываются ощущения скрытости, какого-то ритуала, ведь любое гадание — это ритуал. С мотивом огня можно соотнести мотив «зари и заката», которые отождествляют огонь солнца. …На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я снега блеск колючий, Леса под шапками иль в инее седом, Да речку звонкую под темно-синим льдом… Это стихотворение, в отличие от других, пронизано солнечными нитями, и оно нам уже не кажется столь печальным, как описываемые выше примеры.
Чувствуется в этом отрывке какой-то юношеский задор и веселость. Звук «а», который мы встретили в этом стихотворении, говорит нам о великолепии великого пространства. Самым, пожалуй, загадочным мотивом огня является мотив луны.
Луна, хотя многих она и завораживает, является неблагоприятным явлением в жизни любящих друг друга сердец. Если встречаться при луне, то незамедлительно последует расставание. Поэтому образ луны овеян пеленой тайны и неведения: …Тихая, звездная ночь, Трепетно светит луна, Сладки уста красоты В тихую, звездную ночь… Это унылое стихотворение; изобилие «у» в последней строке говорит нам о скорби, унынии. Луна сама по себе загадочна, а в данном примере она «трепетно светит», что приносит в наши сердца еще большую боязнь и неуверенность по отношению к ней.
Всем известно, что светлячки связаны с такими мотивами, как огонь, ночь, луна. Они светятся, значит, излучают свет, но их свет необычный, они «вырабатывают его «своим телом»: …Я жду… соловьиное эхо Несется с блестящей реки, Трава при луне в бриллиантах, На тмине горят светляки… И как в противопоставление рассмотрим мотив воды. Вода в творчестве Фета не занимает столь большое место, как огонь. И здесь хочется упомянуть творчество предшественника — Ф. И. Тютчева, у которого наиболее часто встречаются мотивы воды.
Творчества А. А. Фета и Ф. И. Тютчева как бы поглощают друг друга, как поглощают себя две стихии — огонь и вода: …Нет ответа… Мелкие волны что-то шепчут с кормою, Весло недвижимо, И на небе ясном высоко сверкает зарница… Море — это стихия.
Но в данном отрывке А. А. Фет хочет представить волны моря как нечто безобидное . С точки зрения эвфонии здесь преобладают звуки «л», «н», «е» — это дает право нам думать о вещах личных, нежных и ласковых. Один из интересных мотивов, который мы встречали при чтении стихотворений и о котором мы уже говорили, — это мотив гадания и все, что с ним связано: двоемирие, свеча, зеркало, ночь . Эти понятия рисуют в нашем воображении картину, которая скрывает в себе много тайн: …Няня добрая гадает, Грустно голову склоня, Свечка тихо догорает, Сердце бьется у меня… На последних строках наше внимание возрастает, и мы уже готовы увидеть судьбу, что же нагадала няня, но тут стихотворение заканчивается, оставляя нас в полном неведении. Может быть, в полном неведении осталось все человечество, так и не узнавшее свою судьбу…
Есть один мотив, который можно встретить в ряде произведений многих поэтов, — это тема времен года: …Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом… Времена года можно сопоставить с внутренним миром героя. В данном примере Фет описывает весну, что дает право судить о том, что в данный момент душу поэта ничто не тревожит. Преобладание звуков «е» и «и» подтверждает этот факт, у читателя или слушателя возникает чувство ласки и нежности.
Но есть такие случаи, когда в одном стихотворении сменяются осень и весна, что говорит нам о резкой смене настроения поэта. Фет, как и Ф. И. Тютчев, свои стихотворения не писал, а «записывал». Он их писал где угодно и когда угодно.
И то, что автор чувствовал в тот момент, когда материализовывал свои мысли на бумаге, отражается в стихах. Мотив полета, о котором сейчас пойдет речь, встречается не только в стихотворениях Фета, но и в прозаических произведениях. Например, у Островского в пьесах «Бесприданница» и «Гроза», где главные героини хотели летать. Но их полет превратился в падение. Мотив полета можно ассоциировать с полетом птиц, пчелы, светлячков и цветов, а также творческий полет самого автора.
Вот строки, в которых содержится мотив полета птицы: …Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо? С криком летят через док к теплым полям журавли, Желтые листья шумят, в березнике свищет силища. Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны… Это стихотворение символизирует надежду на лучшие времена: Это стихотворение построено на вопросе, и, может быть, этот вопрос обращен не к единичному собеседнику, а ко всем людям на свете.
При его чтении у нас возникает чувство нежности и ласки и в то же время гнев, зависть и даже боязнь из-за преобладания таких звуков, как «и», «о» и «у». Мотив птицы, пчелы и полета является древним мотивом души, например, пингвин символизирует души умерших. У Фета пчела — это смерть. Быть может, это из-за ее неприятного жужжания, которое вызывает у нас неприятные чувства и мысли.
Но мед — это символ познания поэзии. Наверное, поэтому нам бабушки и дедушки советуют все время есть мед, ведь они знают, что он очень полезен. Но вернемся к лирике Фета. В его творчестве можно встретить ряд стихотворений, посвященных возлюбленной поэта, Марии Лазич. Это такие стихотворения, как «Alter ego», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Дома снились мне вопли рыданий твоих…», «Нет, я не изменил.
До старости глубокой…», «Старые письма». По одним только строкам у нас уже складывается ощущение грусти, скорби и печали. Приведем строки из стихотворения «Alter ego: …Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить… «Alter ego» в переводе с латинского означает «второе я», то есть Фет считает Марию Лазич своей частичкой, своим вторым «я». В отрывке преобладают звуки «о», «а», «л», что дает нам право сказать, что это стихотворение печальное, в котором видно великолепие и в то же время внезапный страх, страх перед тем, как жить дальше в одиночестве. И завершить наше путешествие по лирике А. А. Фета хотелось бы стихотворением, созданным в духе античной лирики, — это стихотворение «Диана» . …Богини девственной округлые черты, Во всем величии блестящей наготы, Я видел меж дерев над ясными водами, С продолговатыми, бесцветными очами Высоко поднялось открытое чело…
В этих строках перед нами предстает необычный образ «чистой» богини. Это стихотворение полно нежных и легких вещей. А. А. Фет смог передать словами всю прелесть этой богини — тонкой, чистой и нетронутой… Нужно отметить, что лирика Афанасия Фета представляет собой уникальное «событие» как той эпохи, в которой жил сам автор, так и эпохи, в которой живем мы — читатели его произведений.
Для меня стихи Фета — это маленькие зарисовки из его жизни, в которые ты сам мгновенно проникаешь и переживаешь вместе с автором. Его стихотворения разногранны, что доказывается тем количеством и разнообразием мотивов, которые мы рассмотрели. Традиции Фета в дальнейшем продолжат символисты: Блок, Соловьев — это говорит нам о том, что такие стихи всегда затронут сердце читателя.