«О Русь, взмахни крылами!..»
Сергей Александрович Есенин вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого века» и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии. Поэтический мир раннего Есенина — явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период , свидетельствуют о любви поэта ко всему многоцветному и многоголосому миру, окружающему его.
Родина, природа, поэтический мир
Родина — это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слез». Родина — это Русь молитвенная, «покойный уголок», где благодатный райский дух, где «хаты — в ризах образа», где березы — «большие свечки», ели — «монашки», а ветер — «схимник». Лирический герой — богомолец, пастух или «странник убогий», славящий Господа.
Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. В стихотворении 1914 года «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенин утверждает: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою!» Но и спустя 10 лет в «Руси советской» он стоит на своем: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни.
В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки . А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Есенинская Россия — небесный град Китеж.
Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»: Молочный дым качает ветром села, Но ветра нет, есть только легкий звон. И дремлет Русь в тоске своей веселой, Вцепивши руки в желтый крутосклон. Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь — родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией — тайной», «светлой женой» стоит другая: «матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная: Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса.
Только лес, да посолонка, Да заречная коса… Но все же вопреки всему через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: «Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую» и «…не любить тебя, не верить — я научиться не могу». Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.