О рассказе Л. Андреева «ГОСТИНЕЦ»
Рассказ «Гостинец» посвящен одной из ведущих проблем андреевского творчества — проблеме нравственного возрождения личности, проблеме ответственности человека за свои поступки. Поэтому, если учитель не ставит своей целью изучать полностью курс «Литературы родного края», в систему которого входит знакомство не только с произведениями Л. Н. Андреева, но и Н. С. Лескова, И. А. Бунина, то вполне возможно включить знакомство с предлагаемым рассказом в контекст существующей программы по литературе. Думается, что изучение рассказа «Гостинец»
Изучение рассказа «Гостинец» рассчитано на два урока. Главная цель анализа данного рассказа заключается в выяснении его нравственного смысла и попытке помочь учащимся увидеть особенности художественного мира писателя.
ПЕРВЫЙ УРОК
Л. Андреев — великий русский писатель, незаслуженно забытый и поэтому долгое время не изучавшийся в школе. Он прожил не столь длинную жизнь, но много
Неспособность к покою, к размеренной, уравновешенной жизни приводила писателя к противоречиям, крайностям и в жизни, и в творчестве. Но при вечном поиске Л. Андреева нельзя забывать о том, что он хотел познать истину, правду, которая в русском искусстве неотделима от нравственности. Поэтому проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора, которая стоит перед каждым из нас, является для писателя существенной, а значит, и современной.
1-й этап работы над рассказом — выявление его восприятия. Можно предложить ребятам вопросы:
— понравился ли вам рассказ? — какие эпизоды рассказа наиболее запомнились?
Работа над рассказом может быть проведена в форме беседы. Это преобладающая форма работы. Можно использовать пересказ, монологические высказывания-элементы, составление характеристики героя.
2-й этап — анализ рассказа и выявление идейного содержания. Здесь предлагается беседа с опорой на вопросы:
— что за ситуация описывается в рассказе? — кто является главным героем рассказа? — как ведет себя Сазонка в больнице по отношению к Сенисте?
Найдите в тексте данный момент ;
— как вы думаете, зачем писатель, констатируя положительные качества героя, тут же снижает их и дает ему определение «пьяница»?
Этот вопрос должен привести учащихся к мысли о противоречивой природе героя. Сазонка — жалостливый, добрый, отзывчивый человек, хороший мастер, но при этом часто пьет и не всегда знает меру. Чисто русская черта, свойственная многим героям русской литературы.
Одним из ключевых моментов рассказа является сцена игры мальчиков, раскрывающая особенности характера детей и Сазонки. Вопросы:
— как вы думаете, зачем писатель вводит сцену игры? — как через отношение к больному Сенисте раскрывается сущность детей?
В ходе размышлений над этими вопросами выясняем, что у детей суетное, жалкое представление о счастье. Например, Мишка, для которого понятие «счастье» заключается в пятаке, совсем не чувствует обездоленности и одиночества больного Сенисты. А Сазонка, напротив, всегда помнит о Сенисте, даже во время отдыха.
Теперь, опираясь на проделанную работу, стоит остановиться на характеристике поведения героя, цель которой состоит в том, чтобы увидеть, с одной стороны, душевность, доброту Сазонки, а с другой — его стремление к кабаку. Поэтому закономерны вопросы:
— какие две картины, абсолютно противоположные, постоянно возникают в сознании Сазонки? — какая из картин наиболее сильно влияет на героя?
Данные вопросы помогут учащимся наиболее полно и глубоко осмыслить противоречивую сущность героя.
ВТОРОЙ УРОК
На нем следует обсудить вопросы:
— что обозначает праздник Пасха и что он значит для русского человека? — почему писатель изображает приход Сазонки к Сенисте на пасхальной неделе, а не в будничный день? Что хотел сказать этим писатель?
Дело в том, что образ православной Пасхи в творчестве Л. Андреева имеет особое значение. Для андреевских героев Пасха — это момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения земного и небесного и очищение человека от всего темного, низкого и хаотичного. Пасха — это Воскресение Христа, пожертвовавшего своей жизнью ради миллионов грешников. Поэтому каждый из нас ждет на Пасху чуда. Пасха — это момент просветления, воспарения человека, его освобождения от своей слабости.
Именно по этой причине пробуждение героя — и нравственное, и физическое — приходится на пасхальную неделю. Далее беседу ведем, опираясь на следующие вопросы:
— какова была реакция Сазонки на смерть друга? — какие чувства владеют Сазонкой в тот момент? — какие силы — темные или светлые — одерживают верх в Сазонке?
На предложенный вопрос возможны два ответа, что, как правило, и наблюдается на уроке. Но прежде, чем отвечать на него, необходимо остановиться на заключительных строках рассказа и выяснить ответ на вопрос:
— зачем писатель вводит описание гудения колокола? Что это значит? Многие учащиеся отмечают, что в душе Сазонки происходит нравственное очищение после испытанного им чувства глубокой вины.
Следуют вопросы:
— как вы думаете, что символизирует, представляет собой гостинец? — почему Андреев не пишет, что это был за гостинец конкретно, а дает описание «каемчатый платочек»?
Эти вопросы помогут учащимся подойти к осознанию идеи рассказа. Внутреннее содержание гостинца совсем неважно. Суть в том, что Сазонка помнит о больном друге и гостинец является символом измерения человечности героя, его совести.
В результате изучения рассказа мы приходим к таким выводам: рассказ Л. Андреева не случайно называется «Гостинец». Писатель показывает, что в сознании Сазонки, даже в пьяном бреду, постоянно жила мысль о гостинце. Гостинец — это символ неугасшей человечности, совести героя.
Сазонка — человек, в котором живут и борются как светлые, так и темные силы. Но писатель верит в человека, в победу разумного, нравственного начала, потому что это единственная возможность сохранения и обновления жизни.