Что было непонятно Базарову

Б Азаров, герой романа И. С. Тургенева » Отцы и дети», выглядит очень современным. Его насмешливое отношение ко всем «сентиментальностям», его убежденность, что каждый человек должен заниматься «серьезным» делом и не отвлекаться на «пустяки», его нежелание придавать какое-либо значение человеческим чувствам представляются более характерными для нашего времени, чем для середины прошлого века.

Возникает парадоксальная ситуация: на уроках литературы «проходят» Роман, главный герой которого убедительно проповедует

нигилистическое отношение к художественной литературе.

Надо сказать, что всегда были ученики, считавшие уроки литературы для себя бесполезными и относившиеся к ним как к бессмысленной и неприятной нагрузке. Вполне возможно, что в наше время таких учеников стало больше. Есть опасность, что благодаря «Отцам и детям» они еще сильнее утвердятся в своем мнении.

Поэтому, на наш взгляд, особенно важно обратить внимание учеников на возражения Базарову, которые И. С. Тургенев поместил в своем романе.

Поскольку Базаров материалист, то и возражать ему можно только с материалистических позиций. Для примитивного

материалиста Базарова единственным убедительным аргументом в любом споре был опыт. Но надо быть объективным — опыт в качестве аргумента он признавал.

Можно сравнить примитивно-нигилистические рассуждения Базарова о любви в начале романа и его размышления после отъезда от Одинцовой.

И Так, на основании собственного опыта Базаров понял, что любовь не романтическая сказка, а реально существующее явление. Но не успел понять многое другое из того, над чем он смеялся. Действительно, непонятное нам часто кажется смешным.

Поэтому Базарову казались смешными не только любовь, но и виолончель, на которой играл отец Аркадия, и даже Пушкин, которого он читал.

Возможно, это и погубило Базарова. Он тяжело переживал свое расставание с Одинцовой. Хорошая книга, хорошая музыка могли бы ему помочь. Но Базаров этого не понимал.

А ведь если бы он с помощью искусства как-то успокоил свои эмоции, то, возможно, не нарушил бы нормы «техники безопасности» при вскрытии и остался жив. Испытать на собственном опыте благотворящую силу искусства он не успел.

Недавно в одном специальном журнале на основании социологических исследований утверждалось, что культурные люди реже становятся жертвами несчастных случаев . Это наблюдение может показаться парадоксальным, и, наверное, поэтому на него обратили внимание в другом научно-популярном журнале -«Химия и жизнь» . В романе «Отцы и Дети» можно найти одно из возможных объяснений этому явлению. И на это, наверное, следует обратить внимание юных последователей Базарова.

У Местно будет также вспомнить нелепое поведение Базарова в доме родителей, принесшее много огорчений близким ему людям. Его душевное состояние в то время легко объяснимо. И вполне возможно, что хорошая музыка, хорошие стихи, тот же А. С. Пушкин могли бы уменьшить его раздражение и тем самым облегчить жизнь ему и его близким.

Возможен упрек в примитивно-утилитарном подходе к художественной литературе и даже к литературной классике. Вероятно, что для такого упрека есть основания. Но здесь предлагается лишь естественный путь от примитивного к более тонкому.

Если по-базаровски настроенный школьник поймет, что А. С. Пушкин может способствовать его успехам в самом примитивном смысле этого слова, то он будет относиться к урокам литературы без внутреннего сопротивления.

И Тогда все пойдет естественным путем — рано или поздно он почувствует, что «есть сила благодатная в созвучье слов живых».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Что было непонятно Базарову