Мотив будущего в творчестве В. В. Маяковского

Не высидел дома. Анненский, Тютчев, Фет. Опять, Тоскою к людям ведомый, иду в кинематографы, трактиры, в кафе.

В. Маяковский Мечта о будущем — лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции, в пьесах «Клоп» и «Баня», в последнем произведении — вступлении в поэму «Во весь голос». Поэт, как известно, являлся одной из центральных фигур русского футуризма, а футуризм заявлял о себе как искусство будущего. В связи с этим Маяковский

писал: «Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства будущего». Шел 1914 год.

Великая ломка происходила и в социальной жизни общества. На улицах можно было увидеть много искалеченных войной солдат. Как во все тревожные времена, страна выглядела сурово.

Эта обстановка как бы сама подталкивала художников к мысли об иной красоте, красоте «некрасоты»: Брошусь на землю, камня корою в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая. Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покрою умную морду трамвая. Как видим, в грубых, бесцеремонных словах поэт выражает любовь и нежность.

Прямая противоположность

русской классической поэтике. Протест против рутинного искусства «старья», выражавшийся в выступлениях и произведениях футуристов, перерастает у Маяковского в социальный протест, его отрицание современного мира приобретает характер разоблачения основ общественного устройства жизни. Поэма «Облако в штанах» — программная вещь Маяковского. Он говорит в поэме о назначении нового искусства, критикует современных ему поэтов.

Игоря Северянина он причислял к «сигарным» — «А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось лицо Северянина». Страстное стремление к скорейшему коренному изменению в жизни у Маяковского выливалось в беспощадную критику мира «сытых»: Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, А я вам открыл столько стихов шкатулок, Я — бесценных слов мот и транжир. Поэт отчаянно рвался в будущее, постоянно торопил свое время.

Именно поэтому он был так жизненно активен: «Окна РОСТа», реклама, газета, публичные выступления, редактура «Лефа», заграничные поездки, личная и творческая жизнь. Есть версия, что Маяковский ради будущего сознательно упрощал свой стих, потому что Россия пришла к революции на семьдесят процентов неграмотная. Поэт, в угоду такому населению, наступал «на горло собственной песне». Маяковский был первым социалистическим поэтом первого социалистического общества.

Статус поэта в этом обществе еще не был никем с точностью определен. Маяковский в этом плане поработал на будущее. Он ратовал за отношение к поэзии как к государственному делу: «Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс!» Я слышал, что на Западе имеют хождение примитивные теории относительно творчества Маяковского: поэт протеста, дореволюционный поэт, поэт-конформист. Мне кажется, все это от поверхностного знакомства с творчеством Маяковского. Поэт не был ограничен в своем протесте временными рамками.

Он был поэтом протеста и до, и после революции, и при социализме. Его протест против всего пошлого и рутинного пригодится нашей родине и в будущем.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мотив будущего в творчестве В. В. Маяковского