Лирический герой Лермонтова

Главная тема Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника, недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записки — датой или словами «отрывок», «исповедь», «монолог». Лирика Лермонтова — летопись становления души, и этой абсолютной искренности — истинное художественное открытие автора. События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, а не

постфактум. Его волнует сам механизм внутреннего движения.

Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все, что в жизни автора не случайно, но является фактом судьбы. Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм — с тем культом тайной избранности личности, высокой судьбы, борьбы с роком, тяги к миру и отторжения от людей. Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественными принципами. И творческий метод Лермонтова,

во всяком случае до «Героя нашего времени», можно определить как психологический романтизм. В романтическом ключе поэт отмечает все случайности жизни, то есть все, что в его жизни не от судьбы, но от случая обстоятельств.

Каждое же событие, «работающее» на судьбу, воспринятое как ее проявления и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно относится на понятиях личности и судьбы.

Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неординарности. И сама неординарность понятий приводит к внутренней конфликтности мироосознания поэта. Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует, в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Этот тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности.

В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов принес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно. и эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе.

Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Лирический герой Лермонтова