Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «19 октября»
Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир?
Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших , или постоянно находящихся в дальних странствиях . Верен поэт и каждому из друзей в отдельности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское
Пушкина, при всей его эмоциональности и порывистости, характеризует строгое и требовательное отношение к созданию произведений искусства, — а среди лицеистов было много поэтов. В стихотворении мы читаем такие строки:
Служенье муз не терпит суеты;Прекрасное должно быть величаво:Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты…Опомнимся — но поздно! и унылоГлядим назад, следов не видя там.
Эмоциональный мир поэта включает в себя и грустные раздумья
Кому ж из нас под старость день ЛицеяТоржествовать придется одному?
И он называет человека, которому суждено пережить всех, прожить долгую жизнь, несчастным другом , когда, казалось, можно только за него порадоваться, что судьба преподнесла великолепный подарок — долгую жизнь. Однако для поэта жизнь без друзей, после их потери, уже горька. Таков эмоциональный мир поэта как человека и друга, раскрывшийся в стихотворении «19 октября» .
Что ценит Пушкин в своих друзьях? Что можно сказать о тех людях, которые упомянуты в стихотворении?
А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интересов, готовность прийти на помощь в трудную минуту, эмоциональную отзывчивость. В стихотворении упомянуты несколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта Дом опальный… первый посетил». С добрыми чувствами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Горчакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, который под старость вместе с поэтом и дипломатом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного статуса России после провала Крымской кампании.
Но это в будущем, а пока «фортуны блеск холодной не изменил души твоей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «братски обнялись». Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной».
Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — огромная духовная ценность, приобретенная с отроческих лет.
Вспоминается поэт — декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина, впоследствии главный герой романа Ю. Н. Тынянова «Кюхля».
Какие раздумья, связанные с лицейской годовщиной, возникают у поэта? Какие настроения пробуждает она в нем? Какие мотивы, кроме мотивов дружбы и лицейского союза, звучат в стихотворении?
Какой тональностью окрашены раздумья поэта?
В послании к друзьям в честь лицейской годовщины звучат и раздумья о жизни, современности и будущем. Горькие раздумья о последнем, единственном участнике празднований Лицея было уже сказано. Вместе с тем в стихотворении звучит тема изгнания, столь актуальная для А. С. Пушкина и декабристов. Но есть и уверенность в скором освобождении, что поэт будет следующую годовщину отмечать с друзьями.
И, конечно, вечная тема искусства и поэзии.
Усматриваете ли вы связь «19 октября» с другими произведениями Пушкина? В каких из них отражаются близкие этому стихотворению чувства и настроения поэта?
У Пушкина много стихотворений посвящено дружбе и друзьям. Наиболее близкие чувства и настроения, выраженные в «19 октября» , мы находим в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…», последнее, посвященное лицейской годовщине, 1836 года. В нем отразились настроения зрелого Пушкина о быстротечности жизни и ее вечного движения, смены поколений.
Поэт вспоминает прошлые встречи, когда «жили все и легче и смелей», Пушкин призывает друзей принять «судьбы закон»: «Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он?» В этом последнем стихотворении «лицейского цикла» много воспоминаний: и об открытии Лицея , и о том, как воспринимали юные лицеисты Отечественную войну 1812 года, об охватившем их патриотическом порыве. Как и в «19 октября» Пушкин вспоминает Александра I. В 1825 году он, провозглашая тост за царя, говорил:
Простим ему неправое гоненье:Он взял Париж, он основал Лицей.
В 1836 году он вспоминает вновь уже покойного императора в связи с победой над Наполеоном и сравнивает его с предводителем греков Агамемноном:
Вы помните, как наш АгамемнонИз пленного Парижа к нам примчался. Какой восторг тогда пред ним раздался! Как был велик, как был прекрасен он, Народов друг, спаситель их свободы!
Сказано и о начале царствования Николая I, принесшем «новы тучи и ураган их». Завершается стихотворение обрывом последней строфы.
Меньше стало веселья на лицейских годовщинах, больше подчиненности общему закону судьбы и размышлению над законами и фактами истории. Это стихотворение не было опубликовано при жизни А. С. Пушкина, и только по ходатайству В. А. Жуковского перед графом С. С. Уваровым напечатано с некоторыми изменениями в томе V журнала «Современник».