Классицизм XVII — XVIIIвв
Классицизм — напряженно-драматический и в то же время гармонически-величественный стиль — окончательно утвердился во второй половине XVII в. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде. Трагедии Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, размышления Буало о словесном искусстве можно сравнивать с творениями древних — трагедиями Еврипида, комедиями Аристофана, баснями Эзопа, поэтикой Аристотеля… Поставленная гуманистами Возрождения
Многочисленные трактаты об искусстве, написанные классицистами во главу угла ставили гармонию, разумность и творческую дисциплину поэта, обязанного
Ей более всего подходили сюжеты из античности, из жизни королей и героев. Классицизм просветительного периода опирается на опыт классицизма XVIIв. Он стремился к упорядоченности, стройной структуре художественного мира, исходит из принципов «правильного искусства» и ясной манеры изложения и ориентируется на просвещенный вкус.
Александр Поп и Вольтер, Лессинг и Гете отдают дань этому направлению, особенно в традиционных «высоких» жанрах — эпопее, трагедии, оде, — насыщая их содержание злободневной гражданской проблематикой. Принцип классицизма — единство действия: единство действия , единство места и единство времени . Для русского классицизма характерна сословная обособленность, условность, схематизм в изображении действительности. Наличие в литературном языке классицизма церковно-славянских оборотов и слов делало его резко отличным от народного языка. Строго определялось различие между жанрами, каждому жанру соответствует определенный стиль языка — «штиль».
В последствии классицизм заменяется сентиментализмом и романтизмом.