Исцеление добротой
Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова
Цель урока. В процессе работы над рассказами выявить особенности поэтики Екимова, актуальность для современных читателей.
К уроку учащиеся получают задание прочитать повесть «Пиночет», рассказы «Пастушья звезда», «Холюшино подворье», «Фетисыч», «Живая душа», «Ночь исцеления». Подумать, что объединяет героев произведений писателя Екимова.
Ход урока
В начале урока сообщаю, что Борис Петрович Екимов, наш земляк и современник, родился в 1938 году, живет на Дону.
Затем
Его привлекают люди замечательные, которые в условиях сегодняшнего времени не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства, они
Таков герой рассказа «Холюшино подворье» семидесятилетний Холюша, всю свою жизнь посвятивший созидательному труду на благо Отечества, советской страны, колхоза. В такой период жизни нас знакомит с ним Б. Екимов.
Ребята говорят, что с героем мы встречаемся, когда и Страны Советов уж нет, и колхоз упразднили, и люди вокруг изменились, измельчали: обленились, спились, разворовывают колхозное добро.
— А Холюша, он-то как живет?
— Почему же такое происходит? Ведь он одинокий «инвалид с деревянной ногой, семидесяти лет от роду».
Я замечаю, что, видимо, поэтому и дарит ему Господь возможность радоваться рождению козленка или телочки, запахам земли, теплу солнца.
Обращаю внимание одиннадцатиклассников, что, как и многих других героев своих произведений, Екимов испытывает Холюшу трудом. Отмечаю, что, по мнению критиков, это является отличительной особенностью художественного мира писателя. И он, Холюша, «по паспорту Варфоломей Вихлянцев», с честью это испытание выдержал, подобно Сергию Радонежскому из очерка Б. Зайцева.
— Как думаете, эта деталь — совпадение имени святого и обычного человека — приоткрывает нам что-либо в авторском замысле?
— Только ли трудом испытывает писатель героя?
Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный. В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски легкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.
Девятилетний мальчик Яков, Фетисыч, как зовут его на хуторе, — герой рассказа «Фетисыч». Замечаю, что некоторые исследователи творчества Екимова считают, что он, наследуя традицию Белова, Распутина и других писателей-«деревенщиков», в «дитяти» видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.
Попытаемся выяснить, правы ли они. Прошу передать кратко содержание рассказа. Далее обращаю внимание на пейзажную зарисовку в начале повествования: «Время — к полудню, а на дворе — ни свет, ни тьма.
В окна глядит сизая наволочь поздней ненастной осени». И чуть далее: «Уже пошел декабрь, но долгая поздняя осень, словно грязная злая старуха, бродила по хуторам». Привлекаю внимание учеников к функции пейзажа.
— Только ли это фон повествования?
— Как показан герой рассказа?
(Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. Только не таков этот почти некрасовский «мужичок с ноготок». Стал он требовать: «Учительницу бы нам найти». Ведь на хуторе были и другие Дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село.
А пока взял он «руководство» классом в свои руки. «Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут, — рассуждает мальчик. — А через неделю… школу разгромят. Сначала вынут стекла. Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить…» Ребята вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что «к Новому году от школы останется лишь пустая коробка с черными проемами.
Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. Так будет и со школой. Без него все пойдет прахом». И полились из его глаз слезы.
Ученики определяют этот яркий эпизод как ситуацию прозрения.
По мнению ребят, лишь ему под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда-то учительница Мария Петровна. Это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли.)
Соглашаясь с ребятами, я говорю, что именно в духовной связи поколений видит писатель силу жизни, что изменит ситуацию в России к лучшему.
— Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча. Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу. Но он принял решение, и оно вселяет в нас надежду.
Что же способствует этому?
— Да, так и будет, — заключаю я, — ведь на родной земле Придонья растет хозяин, уже умеющий отвечать за все.
В заключение урока прошу ребят, вспомнив сюжеты других прочитанных произведений Екимова, сформулировать, что характерно для поэтики его рассказов. Выводы записываем в тетради.
Особенности поэтики рассказов Екимова
Публицистическое начало, авторское. Психологизм. Обобщенно-символический смысл большинства рассказов.
Тема духовной памяти, связи поколений. Образ дома — нравственная константа духовной жизни человека. Сюжетная ситуация духовного испытания.
Вера в конкретные добрые поступки, а не рассуждение об абстрактных теориях добра и справедливости. Вера в живую душу народа. Сострадание, милосердие — высшая ценность для человечества.
Открытый лирический финал.
Домашним заданием является написание рецензии на один из понравившихся рассказов Б. Екимова.