Исцеление добротой

Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова

Цель урока. В процессе работы над рассказами выявить особенности поэтики Екимова, актуальность для современных читателей.

К уроку учащиеся получают задание прочитать повесть «Пиночет», рассказы «Пастушья звезда», «Холюшино подворье», «Фетисыч», «Живая душа», «Ночь исцеления». Подумать, что объединяет героев произведений писателя Екимова.

Ход урока

В начале урока сообщаю, что Борис Петрович Екимов, наш земляк и современник, родился в 1938 году, живет на Дону.

Затем

я демонстрирую публикации его повестей и рассказов в журналах «Наш современник», «Новый мир», «Отчий край», двухтомное издание и отдельный сборник его произведений. Говорю о том, что писателя часто называют продолжателем «деревенщиков», хотя на самом деле он скорее полемизирует с ними. Привожу примеры рассказов и повестей, где Екимов тоже с болью пишет о заботах и печалях наших земляков, но менее всего его можно отнести к «плакальщикам по ушедшему».

Его привлекают люди замечательные, которые в условиях сегодняшнего времени не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства, они

сами противостоят, как могут, «смерчу разрушения». Таков председатель полуразворованного колхоза, железной рукой — за что и прозван Пиночетом — пытающийся сохранить хоть что-то в общем хозяйстве .

Таков герой рассказа «Холюшино подворье» семидесятилетний Холюша, всю свою жизнь посвятивший созидательному труду на благо Отечества, советской страны, колхоза. В такой период жизни нас знакомит с ним Б. Екимов.

Ребята говорят, что с героем мы встречаемся, когда и Страны Советов уж нет, и колхоз упразднили, и люди вокруг изменились, измельчали: обленились, спились, разворовывают колхозное добро.

— А Холюша, он-то как живет?

— Почему же такое происходит? Ведь он одинокий «инвалид с деревянной ногой, семидесяти лет от роду».

Я замечаю, что, видимо, поэтому и дарит ему Господь возможность радоваться рождению козленка или телочки, запахам земли, теплу солнца.

Обращаю внимание одиннадцатиклассников, что, как и многих других героев своих произведений, Екимов испытывает Холюшу трудом. Отмечаю, что, по мнению критиков, это является отличительной особенностью художественного мира писателя. И он, Холюша, «по паспорту Варфоломей Вихлянцев», с честью это испытание выдержал, подобно Сергию Радонежскому из очерка Б. Зайцева.

— Как думаете, эта деталь — совпадение имени святого и обычного человека — приоткрывает нам что-либо в авторском замысле?

— Только ли трудом испытывает писатель героя?

Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный. В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски легкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.

Девятилетний мальчик Яков, Фетисыч, как зовут его на хуторе, — герой рассказа «Фетисыч». Замечаю, что некоторые исследователи творчества Екимова считают, что он, наследуя традицию Белова, Распутина и других писателей-«деревенщиков», в «дитяти» видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.

Попытаемся выяснить, правы ли они. Прошу передать кратко содержание рассказа. Далее обращаю внимание на пейзажную зарисовку в начале повествования: «Время — к полудню, а на дворе — ни свет, ни тьма.

В окна глядит сизая наволочь поздней ненастной осени». И чуть далее: «Уже пошел декабрь, но долгая поздняя осень, словно грязная злая старуха, бродила по хуторам». Привлекаю внимание учеников к функции пейзажа.

— Только ли это фон повествования?

— Как показан герой рассказа?

(Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. Только не таков этот почти некрасовский «мужичок с ноготок». Стал он требовать: «Учительницу бы нам найти». Ведь на хуторе были и другие Дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село.

А пока взял он «руководство» классом в свои руки. «Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут, — рассуждает мальчик. — А через неделю… школу разгромят. Сначала вынут стекла. Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить…» Ребята вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что «к Новому году от школы останется лишь пустая коробка с черными проемами.

Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. Так будет и со школой. Без него все пойдет прахом». И полились из его глаз слезы.

Ученики определяют этот яркий эпизод как ситуацию прозрения.

По мнению ребят, лишь ему под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда-то учительница Мария Петровна. Это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли.)

Соглашаясь с ребятами, я говорю, что именно в духовной связи поколений видит писатель силу жизни, что изменит ситуацию в России к лучшему.

— Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча. Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу. Но он принял решение, и оно вселяет в нас надежду.

Что же способствует этому?

— Да, так и будет, — заключаю я, — ведь на родной земле Придонья растет хозяин, уже умеющий отвечать за все.

В заключение урока прошу ребят, вспомнив сюжеты других прочитанных произведений Екимова, сформулировать, что характерно для поэтики его рассказов. Выводы записываем в тетради.

Особенности поэтики рассказов Екимова

Публицистическое начало, авторское. Психологизм. Обобщенно-символический смысл большинства рассказов.

Тема духовной памяти, связи поколений. Образ дома — нравственная константа духовной жизни человека. Сюжетная ситуация духовного испытания.

Вера в конкретные добрые поступки, а не рассуждение об абстрактных теориях добра и справедливости. Вера в живую душу народа. Сострадание, милосердие — высшая ценность для человечества.

Открытый лирический финал.

Домашним заданием является написание рецензии на один из понравившихся рассказов Б. Екимова.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Исцеление добротой