Философские мотивы лирики С. Есенина
Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Исповедальность, «обескура-живающая» откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом — лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.
Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художе-ственный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом,
Она сосредоточена на изображении драматической личности в переломную эпоху. Свое представление о революции поэт пе-редает образом красного коня — образом романти-ческим,
Реальные революционные события, резкие перемены в деревне — все это в представле-нии Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение это-го иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного ми-ра, ясности, чего-то радушного и покойного. Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает древний поэтический мир, связанный с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой.
Своей поэзией Есенин противопоставил «голубую Русь» миру людей, строящих заводы и фабрики, «природный» мир деревни — механической цивилизации города. Столкновение поэтического и антиэстетического разыгрывается, по мнению поэта, не только во внешнем мире. Ареной его становится и душа поэта.
Но позиция Есенина по отношению к этой проблеме не оставалась постоянной. Проследить эту эволюцию можно, обратившись к стихотворениям «Русь советская», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови удача…» и др. Постепенно поэт преодолевает свои утопические представления об особом крестьянском пути развития России, в его ли-рику входило сознание грандиозного смысла происходящих событий. Философский подтекст приобретают стихотворения, посвященные теме трагических раз-мышлений о конце жизни. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» — одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкин-ским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия . Лирический герой есенинского стихотворения переломный момент своей жизни воспринимает как смену времени года, восхода и заката солнца.
Юность ассоциируется с «гулкой ратью», «розовым конем» зари, пробуждением «пламе-ни», биения жизни. В то же время, это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «поло-водье», сменяющиеся «увяданием», «холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни — это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.
Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строят-ся на их взаимопроникновении. Признание лирического героя совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» березовой рощи, опадающей с кленов листве, не зовущая вернуть то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира. «Общий закон» един для всего и всех, он исполняется тихо, неумолимо, «вовек» неизменно.
И если для природы смена времен года — это надежда на будущую весну, то для лириче-ского героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданием, каждая пора единственная. Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира пред-стает вывод стихотворения: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. К лирическому герою «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позво-лившее осмыслить ее движение, разнообразие и единство, составляющее основу вечности. Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречи-вые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души.
Она охватывает жизнь во всей ее напряженности и конкретности, выражает русскую душевную потребность «хва-тить через край».