Чацкий и декабристы
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение поистине гениальное, иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не стали бы десятки ее реплик крылатыми выражениями . Как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного лишнего героя, каждый образ здесь необходим. Почти за год до восстания декабристов Грибоедов отразил в своей пьесе основные взгляды «новых дворян», представителей передовой части общества того времени. Выразителем революционной
Чацкий — человек новых взглядов и высокой морали, гражданин и патриот. Главная его идея — гражданское служение Отечеству. Он не хочет мириться с несправедливым общественным устройством, стремится «служить делу, а не лицам». Его отличают истинная культура и просвещенность, уважение к русскому народу, чувство собственного достоинства.
Самое
Влияние идей французских просветителей, рост национального самосознания после Отечественной войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна ко всяким новым веяниям. В их среде царит подхалимство, лицемерие, зависть. Эти черты были с мастерством показаны автором в комедии, но особенно это нашло отражение в конфликте пьесы — столкновении «века нынешнего» с «веком минувшим», представленным Фамусовым, Молчалиным, Скалозубом.
Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, его истоки, кроме того, поставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разрешаются автором так же, как это делали декабристы. В произведении, как в зеркале, отразились моральные и эстетические воззрения декабристов. В своих речах Чацкий употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как он не одинок в своем стремлении к переменам . Герой имеет много общего с реальными историческими лицами.
Он оставил службу, как Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев. Чацкий отстаивает свои взгляды, несмотря на то, что ему приходится идти наперекор обществу в целом, а не отдельным его членам. Он борец по натуре.
В Чацком выражено все то, что автор желал бы видеть в молодом поколении. Ум Чацкого следует понимать как выражение новой революционной, декабристской точки зрения на русскую действительность, на все социальные, политические, культурные и моральные проблемы, которые возникали в сознании людей «свободного образа мыслей». Пылкие и страстные обличительные речи Чацкого — это суд передового человека декабристской эпохи над самодержавно-крепостнической фамусовской Россией с ее «прошедшего житья подлейшими чертами».
Противостояние Чацкого и патриархального мира достигает накала в монологе Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» и в ответе на него Чацкого в монологе «А судьи кто?..» Монологи Чацкого занимают особое место в развитии конфликта. Они знаменуют полную непримиримость общественных позиций двух враждебных сторон. И тем очевиднее, как глубока пропасть, которая разделяет их. Комедия «Горе от ума» была сразу же запрещена цензурой, при жизни автора она ни разу не появилась ни в печати, ни на сцене. Впервые в истории русской критики А. И. Герцен в статье «Еще раз Базаров» без колебаний называет Чацкого декабристом.
А. С. Пушкин писал: «А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Итак, Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.