Изображение повседневной жизни в произведениях А. Чехова
А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя «болезнь» одного человека, он диагностирует «болезни» мира. В самом начале рассказа «Ионыч» автор показывает нам молодого деятельного доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, привыкая к рутинной повседневной жизни, он деградирует как личность. Нравится Дмитрию Ионовичу ходить в дом Туркиных, которые почитаются самой образованной
Но Дмитрий молод, возможно, не склонен к анализу и поэтому не чувствует фальши. Спустя какое-то время герой влюбляется в Котика, та назначает ему романтическое свидание на кладбище и не приходит. Трагедия?
Нет. Автор отмечает, что страдал герой всего три дня. С этого быстрого успокоения, очевидно, и начинается процесс его духовного падения. Чтобы ярче показать нравственное опустошение Старцева,
К тому времени героя уже не интересуют окружающие, он снисходит до них только для того, чтобы поиграть в карты. Его любимым занятием стало перебирание денег — разноцветных «бумажек», полученных за день. Даже в городе заметили, что Старцев изменился — и не в лучшую сторону. Можно сделать вывод, что существование в такой неподвижной, бездуховной среде может затянуть любого умного, деятельного человека, сделать из него духовно опустошенное существо, а именно таким стал герой рассказа «Ионыч».
Повседневность — страшная сила. Она может превратить жизнь человека в бесцельное существование, заставляя его плыть по течению, не пытаясь изменить что-либо. Таковы некоторые герои другого произведения Чехова — пьесы «Вишневый сад». Писатель говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая грустит о своей судьбе и бросается деньгами, и ее брата Гаева, который состояние «проел на леденцах» и способен произносить лишь высокопарно-комичные речи.
Они живут так, как жили всегда, как будто ничего не происходит, как будто не должны вот-вот продать с торгов имение — их обожаемый вишневый сад. Они не могут принять предложение Лопахина, поскольку оно оскорбляет их эстетическое чувство, но, привыкшие к ничегонеделанью, не способны к какому-либо другому активному действию. Можно сказать, что неосознанный жизненный девиз этих героев: пусть жизнь идет как идет.
Рутина подчинила их себе. Так Чехов показывает страшную, засасывающую силу среды, повседневности и одновременно слабость людей, не способных противостоять ей.