Первое на Руси лиро эпическое произведение «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» — памятник, написанный вскоре после похода Игоря на половцев, вероятнее всего, между 1185 и 1187 гг. Это первое дошедшее до нас лиро-эпическое произведение, уникальное по своему поэтическому уровню», — по словам Н. И.Прокофьева. Эта повесть является историческим повествованием, главными героями являются реальные лица нашей истории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и другие. Книга рассказывает о реальном событии — походе Игоря Святославича против половцев. По словам известного исследователя
По словам Д. С. Лихачева, «сам автор «Слова .», скорее всего, был приближенным Игоря Святославича (он ему сочувствует) или Святослава (он сочувствует и ему)». Однако кем бы ни был автор, можно с уверенностью сказать, что он был, несомненно,
Практически все авторы в эпоху Средневековья не подписывали свои произведения. Дело в том, что все они были глубоко верующими людьми, во всем вокруг видевшими бога. Даже перо и бумага, на которой они писали, считались святыми. Писатели представляли, что сам бог руководит ими, поэтому они считали свои произведения творениями бога.
Кроме того, люди в эпоху Средневековья полагали, что все окружающее их — живое. Все, что они видели, они одушевляли. Поэтому, люди того времени были очень суеверны. И они представляли свои произведения посланиями от бога, его дарами. Вот почему произведения того времени никогда не подписывались.
Т. о., авторство «Сказания о Борисе и Глебе», «Слова о погибели Александра Невского», как и «Слово о полку Игореве», и многих других древних произведений словесности сейчас установить невозможно. В «Слове о полку Игореве» нельзя однозначно определить жанр. «Деление произведений древнерусской литературы достаточно условно. Это происходит потому, что восточнославянские книжки не имели единого представления о жанровых категориях», — по словам Е. Рогачевской. В начале появились лишь церковные писания, и к 12 веку они уже имели стройную систему жанров. А вот светские произведения, появившиеся намного позже, не имели, да и просто не могли ее иметь в 12 веке, потому что тогда эти произведения были большой редкостью. Именно поэтому в «Слове.» имеются признаки многих жанров. Например, песни и плача (плач Ярославны), слова и ораторской речи (золотое слово Святослава), кроме того воинской повести (описание битв, войны), былины и т. д. При переводе на современный язык это отражается переводчиками в виде строф разного объема, разной длинны стиха, наличия или отсутствия рифмы.
Читая «Слово .», понимаешь, что люди 12 века были тесно связаны с природой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы или послания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, что и как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие — срочно переделать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать и из того, что автор «Слова .» показывает чувства героев через образы, картины природы.
Язычники, как уже было сказано, верили во многих богов. Древним мужским божеством был Род — бог неба, грозы и плодородия. Язычники так же верили в бога зерна. — Ярило, громовержца и царя морских стихий — Перуна, бога — отца — Стрибога, небесного бога — Сварога и многих других. Например, при описании солнечного затмения в «Слове.», автор упоминает Сварога, при рассказе о грозе и ливне — Рода и Перуна. Поклонение им происходило в самых различных формах: от простой веры до жертвоприношения.
В «Слове.» славянские боги упоминаются очень часто, причем не только прямо, но и косвенно. «Боян — Велесов внук», пахари — Дажьбожьи внуки, даже ветер назван Стрибожьим внуком. Значит, автор «Слова.» видит вокруг себя мир, сотворенный богами. Этот мир живет под их покровительством. Жизнь людей неотделима от невидимого, могущественного мира богов.
В 988 году произошло крещение Руси, т. е. принятие христианства. «Если говорить совсем коротко, то христианство — это религия, в основе которой лежит вера в то, что. бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Христиане верят, что мир создан единым, предвечным богом». Но к 12 веку на Руси прежние верования не погибли, они существовали наравне с новой верой, а, может быть, были даже сильнее. Автор «Слова .» практически не выражает своего отношения к новой вере. В произведении лишь некоторые эпизоды показывают, что автор — христианин.
— Игорь едет по Боричеву
— к святой Богородице Пирогощей.
«Боричев — это спуск от центральной части Киева, где находился княжеский терем и храмы, на городской Посол, где находилась церковь Богородица Пирогощая.»
В «Слове о полку Игореве» все явления природы основаны на вере в различные божества.
Итак, опираясь на мнения исследователей, можно утверждать, что, с одной стороны, природа представлена, как мир различных божеств, таинственных сил, а с другой — мир человека, окруженного духами, божествами, силами природы. Мир человека, живущего в согласии с силами природы или, наоборот, в противоречии с ними. Человек 12 века одушевлял природу, окружающую его, все необычное (природные явления, смена фаз луны, день и ночь и т. д.) они объясняли как действие богов. В «Слове.» сверхприродный мир олицетворетворен. Он таинственный, одушевленный и не может быть равнодушным. Т. о. в «Слове.» представлен взгляд человека.