Гений Рабле
Гений Рабле развивался в самый интенсивыный период французского Возрождения, когда на монаршем троне находился король Франциск І (1515-1546). Итальянские походы короля, непосредственный контакт с культурой Италии, приглашение во Францию выдающихся итальянских художников и скульпторов — Л. да Винчи, Б. Челлини, сооружение на берегах Луары замков в ренессансном стиле, появление переводов Данте и Ф. Петрарки, открытие университетов, углубленное изучение раритетов Греции и Рима, даже мода на образование — выразительные черты нового времени,
В начале своего правления Франциск І всячески поддерживал гуманистов. Его секретарем и библиотекарем стал выдающийся филолог и юрист Г. Бюде, который считал, что система образования должна базироваться на изучении древних языков и литературы. Под влиянием Бюде Франциск І в 1530 г. основал светский Колеж де Франс. Быстро развивались торговля, ремесла, города. Ученые, не удовлетворяясь религиозным миросозерцанием, которое властвовало в эпоху средневековья, начинают создавать светскую науку на началах исследования природы
Тем не менее, эта счастливая пора продолжительная недолго. Франциск І, который сначала даже хотел возглавить французское Возрождение и ввести во Франции протестантизм как официальную религию, уже к середине 30-х гг. резко изменил свою политику. Началась контрреформация — наступление на протестантов и гуманистов, изменился и характер самого протестантизма. Его проводник Ж. Кальвин, вынужден эмигрировать из Франции в Женеву, развил суровую религиозную доктрину об обязанности, проникнутую непримиримостью и фанатизмом. Смертные казни гуманистов в обеих лагерях, репрессии против инакомыслящих, диктат Сорбонны, которая стала католическим бастионом, измена королем своим бывшим любимцам и советников затмили 40- 50-и гг., усилили угрозу гражданской войны.
Все эти события, без сомнения, влияли на жизнь Рабле, о котором сейчас известно не так уже и много.
Даже к дате его рождения биографы относятся весьма осторожно, называя и 1483, и 1494 гг. Оставшись в памяти потомков «медонским кюре», Рабле, впрочем, почти не выполнял обязанностей священника. Малоизвестно о его родителях, еще меньше — о вкусе. Из документов удалось выяснить, что отец писателя, адвокат, метр Антуан Рабле, имел небольшое имение, которое в юношеские года Франсуа находился в францисканском монастыре в Пуату, где, кроме теологии, изучал греческий и латинский языки. Влечение к знаниям, любознательность Рабле, его переписка с учеными, в том числе и с Бюде, интерес к юриспруденции и медицине забеспокоили монастырское начальство. Даже переход в бенедиктинский ордену, устав которого был менее суровым, не помог Рабле получить желательную волю. В 1527 г. Рабле оставил Пуату.
Наверное, этот отъезд был не совсем легальным, а положение Рабле стало довольно двузначным, особенно тогда, когда распространился слух о том, что какая-то парижская вдова родила от него двух детей. Проведя в Париже около трех лет, Рабле подался в Монпелье, где получил звание бакалавра на медицинском факультете университета, опубликовал тексты Гиппократа и читал лекции студентам. А еще спустя некоторое время Рабле стал врачом в лионському госпитале.
Когда в 1532 г. увидела мир книга о Пантагрюэле, Рабле был известен прежде всего как врач, знаток современной и античной медицины, автор научных исследований, комментатор отца греческой медицины — Гиппократа и римского ученого Галена. Вообще, медицинская специальность еще не раз становился Рабле в приключении. Как личный врач парижского епископа, а со временем кардинала Ж. дю Белле, Рабле посетил Италию, где познакомился с римскими старобытностями и восточной медициной. Да и позднее, находясь на службе у короля Франциска Іи странствуя по Южной Франции, он не отказывался от врачебной практики. В 1546 г., спасаясь от католических фанатиков, Рабле оставил Французское королевство и поселился в Меци, зарабатывая на жизнь медициной. Изменение политики Франциска І, смертные казни протестантов — сторонников Кальвина, усиление цензуры заставили Рабле быть осторожнее. Похоже на то, что в последнее десятилетие своей жизни Рабле выполнял и дипломатические доверенности, и даже кое-какие небезопасные и деликатнейшие задачи. Получив перед смертью два церковных прихода, Рабле умер в Париже.
Жизнь Рабле, насыщенная событиями и путешествиями, богатаяна встрече и приключения, была характерна для эпохи, которая нуждалась в сильных, неординарных личностях, которые не сторонились ни политики, ни жизненных мыканий, умея защитить гуманистические идеалы и собственные убеждения. Среди многих увлечений «медонского кюре» главным оказалось сочинительство.
Рабле заслуженно считают величайшим художником французского Ренесанса, а немало ученых вообще называют его виднейшим французским писателем, творчество которого, как и «Божественная комедия» Данте или произведения В. Шекспира, является олицетворением национального духа.
Писателю чужд дух дидактизма, поучительности, он добродушно смеется со своих героев и их недостатков, шутит, постоянно преувеличивая.
Преувеличенными, гротескными кажутся размеры людей-великанов, сила брата Жана, озорство Панурга. Тем не менее, писатель не преувеличивает опасностей, которые выпадают на долю его героев. «Гротеск» означает не только преувеличение. Генеалогию этого понятия выводят от живописных изображений в итальянских гротах, когда рука художника только дополняла фантазии, созданные самой природой. Гротеск — это также объединение разнородных явлений. Гротескным является образ русалки — женщины с хвостом рыбы, эрцгерцога Пушистых Котов — хищника с норовом судебного присяжного, Панурга — мудреца и жестокого затейника. Гротеск — не просто один из приемов Рабле-Писателя, а квинтэссенция его художественного метода. Мир, который он изображает, титаническая эпоха Возрождения — переходное время. Роман о Гаргантюа и Пантагрюеле — его зеркало. Тем не менее, как и во всех гениальных произведениях, в этом зеркале отображается не только эпоха.
Влияние Рабле испытали много выдающихся писателей: Мольер, Ж. Лафонтен, Вольтер, Дж. Свифт, О. де Бальзак, А. Франс, Р. Роллан пользовались приемами воспроизведения комического, изобретенными автором «Гаргантюа и Пантагрюэля», — его знаменитейшими словесными цепочками, его профанацией чисел, пародированием официальной риторики и мертвой латыни, его фарсовыми диалогами, зафиксированными в пословицах и поговорках.
Но эти же свойства, благодаря которым стиль Рабле отличается от литературных норм, которые властвовали в изящной словесности из конца XVI к XX ст., принесли автору «Гаргантюа и Пантагрюеля» славу самого складного среди классиков. Рабле не всем нравится. Теоретики классицизма в XVII ст. решительно отбрасывали его творчество. Романтики, которые возродили в литературе эпоху Средневековья, а потом и Ренессанс, оценивали Рабле по-разному. И если у В. Гюго творчество Рабле вызвала восторженное удивление, то Ламартина приводила в негодование грубость классика-гуманиста, которого он сравнивал с невоспитанным сельским мальчишкой. Чужим остается Рабле и для большинства писателей-реалистов.