Пафос и сатира в произведениях А. П. Платонова (По повести «Сокровенный человек»)
Андрей Платонович Платонов начинает печататься в 1921 году. Он дебютирует со стихами и публицистикой, в 1927 году выпускает сборник рассказов, становится известным. Повесть «Сокровенный человек» выходит в 1928 году. Художественный мир Платонова противоречив и трагичен. Он обращается к теме «маленького человека» с его сокровенностью в душе, продолжая традиции Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. У Платонова «маленький человек» называется «сокровенным», так как он особенный, необычный, даже чудаковатый.
Такие герои слиты с природой, сохранили идеал человеческой жизни и ощущение родства со всеми людьми. Герои Платонова не характерны, они наделены одинаковыми чертами, все они «сокровенные люди».
Пухов ищет смысл революции, пускаясь в путь. Он порывает со своей оседлостью, домашним уютом и воодушевленно начинает движение. Важнее всего для героя уют в душе. Пухов думает о своем месте в жизни, связи с природой. Для раскрытия характера своего героя Платонов выбирает мотив странничества. А с этим мотивом в русской литературе тесно связан образ праведника в поиске истины. В повести сюжет странствия имеет второй план: символизирует новое рождение человека. Эта тема является сквозной в произведениях Платонова, связанных с революцией. От нее автор переходит к теме пробуждения всего народа. Лейтмотив дороги, странствия Пухов путешествует в Баку, в Новороссийск, в Царицын образует сюжет повести, это символ духовного поиска героя. Идет он, не имея цели и не разыскивая ее.
Пухов не может вынести одиночества и, проникаясь чувством к миру, ищет вечные истины, которые могли бы заполнить пустоту в его душе. Он не случайно назван Фомой: как Фоме неверующему, ему хочется во всем убедиться самому, и он не страшится опасностей. А апостол Фома к тому же единственный, кто понял сокровенный, тайный смысл учения Христа. Пухов же хочет постичь смысл и итоги революции, взглянув на нее изнутри народного бытия. Не все увиденное его радует. «Зачем революция, если она не несет высшей справедливости? Только пиршество смерти, все новые и новые жертвы», думает Фома, не находя для нее места в душе. Как наблюдатель, Фома видит, что нравственного будущего у революции нет. Это разочарование рождает иронию. Ироничный автор показывает нам портрет Троцкого, нарисованный поверх Георгия Победоносца «плохой краской». Эпоха бюрократизма и номенклатуры опошлила революцию. «История бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности», свидетельствует писатель.
Можно сказать, что герой Платонова автобиографичен и выражает чувства и мысли автора. Для Платонова главным в творчестве было не мастерство, а искренность. В своих произведениях о войне и революции писатель размышляет, как существуют люди в период революционной катастрофы. В частности, рассматривается судьба человека из народа в дореволюционную и революционную эпоху. Автор не верил в революцию. В публицистике Платонова этих лет выражен утопический взгляд на происходящее, ощущение истории как апокалипсиса.
У Платонова имеется сатирическое начало в произведениях, которые не являются таковыми по пафосу. Необычный язык в стиле лозунгов и штампов, скрытая ирония автора, гротеск и гипербола раскрывают читателю смысл произведения. Платонов быстро почувствовал, что такое бюрократия и показал читателю, как «сокровенный человек» меняется и вырождается, превращаясь в чиновника, как бывший «простецкий» матрос Шариков, теперь считающий себя «всеобщим руководителем Каспийского моря» и разъезжающий на автомобиле. Он тренируется в умении «так знаменито и фигурно расписаться, чтобы потом читатель его фамилии сказал: товарищ Шариков это интеллигентный человек», ворочает «большие бумаги на дорогом столе». Шариков не говорит, а агитирует. Пухову он тоже предлагает «стать командиром нефтяной флотилии», но герой не хочет начальствовать. Саркастическая сатира и скепсис в отношении революционного процесса, «изображение страшных черт моего народа», как писал Платонов, вызывали постоянное неприятие критики. Автор не поддерживает поэтизацию гражданской войны в литературе. «Ирония Платонова была выражением боли писателя, верившего и в утопию, и в ее язык. Платонов единственный показывает, что коллективизация была с психологической точки зрения ин-фантилизацией крестьянства. Платонова можно назвать религиозным писателем, несмотря на то что его герои писатель сознает это ищут «мнимую веру», являются апостолами псевдорелигии», — заключает М. Геллер в своей книге «Андрей Платонов в поисках счастья». Он считает, что герои Платонова принимают коммунизм как новую религию, но искажающую христианство.
Герой проходит достаточно сложный путь от «внешнего» в себе к «сокровенному». В финале Пухов видит «роскошь жизни и неистовство смелой природы», примиряется в своих нравственных и философских исканиях. Он видит свою неповторимость и сеет в людях душу, что является главным, по Платонову. Писатель высказывает тезис о неповторимой ценности каждого человека, его сердечности и сострадании, говоря о том, что каждый должен обрести свое «Я», как Пухов. В этом заключена его вера в человека. В финале Пухов чувствует «свою жизнь во всю свою глубину до сокровенного пульса» и приходит к выводу, что для целостности мира необходимо всеобщее братство.